Статьи
Пауткин А.А. Литературная топография пожарной Москвы
Аннотация
Автор анализирует ряд произведений художественной литературы, в которых представлена охваченная пожаром 1812 г. Москва. Отмечены маршруты странствий литературных персонажей по оккупированной и сожженной Москве, выявлены несоответствия между литературной и исторической топографией пожарной Москвы.
Ключевые слова
Отечественная война 1812 года, литературная карта пожарной Москвы, М.Н. Загоскин, «Рославлев, или Русские в 1812 году», Антоний Погорельский, «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», «Изидор и Анюта», Г.П. Данилевский, «Сожженная Москва», Булат Окуджава, «Свидание с Бонапартом», Стендаль, рукопись «Слова о полку Игореве», «Война и мир», «Былое и думы», С.Т. Алексеев, «Слово»
Ѓорѓиева Димова М. (Екс)центрирани (и)стории
Аннотация
Овој текст е обид за интерпретација на романот Александар и смртта од македонскиот автор Слободан Мицковиќ, низ призма на постмодерниот историски роман, т. е. историографската метафикција. Романот создава апокрифна историја за античкиот освојувач Александар Велики, фикционално пополнувајќи ги празнините, т. е. «темните места» во официјалната историографија. Толкувачката рамка, главно, се фокусира врз теоретските концепции на жанрот. Идентификувањето на моделот на екс-центрирана и-сторија во романот на Мицковиќ има за цел да ги илустрира метаисториските импликации на книжевноста / романот во однос на историјата: начините на конструирање верзии на историјата со ревизионистички предзнак. Во овој случај, екс-центрираната и-сторија реферира на ревидирање на историските записи, во насока на нивна реинтерпретација преку демистифицирање на ортодоксните верзии на минатото.
Ключевые слова
историографска метафикција, метаисторија, екс-центризам
Умнягин. В. Тема межнациональных отношений в воспоминаниях соловецких узников
Аннотация
В воспоминаниях соловецких узников ХХ в. отсутствуют упоминания этнических конфликтов, практически не затрагивается тема межнациональных отношений. Мемуаристы демонстрируют свое стремление судить о человеке по его внутренним качествам, что свидетельствует о культуре общения, позволявшей представителям разных этноконфессиональных групп вести мирное сосуществование в крайне неблагоприятных условиях лагерной жизни.
Ключевые слова
Соловки, Соловецкий лагерь особого назначения, мемуары, межнациональные отношения.
Ганина Н.А. Ein Mariengebet aus Halberstadt: Stil, Dogmatik, Zweckbestimmung / Молитва Пресв. Богородице из Гальберштадта
Аннотация
В статье обсуждается нижненемецкая молитва Пресв. Богородице из Гальберштадта (Научная библиотека МГУ, «Коллекция документов Густава Шмидта», ф. 40, опись 1, № 44, л. 8rv), производится развернутый анализ языка и стиля памятника, предлагается систематизация эпитетов Пресв. Богородицы в соответствии с латинскими прототипами и определяется прагматика письменной фиксации данного средневекового памятника.
Ключевые слова
Научная библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова, «Коллекция документов Густава Шмидта», Гальберштадт, молитва Богородице, язык и стиль
Тресорукова И.В. Διδασκαλία των φρασεολογισμών της ελληνικής γλώσσας σε Ρωσόφωνους ενήλικες στο επίπεδο Β2 (τρόποι προσέγγισης, διδακτικό υλικό, προτάσεις)
Аннотация
Проблема преподавания фразеологизмов греческого языка встает особо остро на уровне В2 в связи с отсутствием систематизированного подхода к преподаванию этого раздела языкознания в греческой системе образования. В статье затрагивается история вопроса классификации ФЕ в разные периоды изучения фразеологии, приводится классификация, основанная на последних теориях российских ученых в области фразеологии, предлагается перевод соответствующих терминов для классификации фразеологических единиц греческого языка, излагается практический подход к изучению ФЕ для преподавания русскоязычным студентам (европейский уровень знания языка В2).
Ключевые слова
фразеология, фразеологизм, методика преподавания, идиомы, устойчивые выражения, грамматические фразеологизмы, речевые формулы, греческий язык, греческая фразеология
Герм М. Theatrum mortis humanae tripartitum (1682) de Johann Weichard Valvasor: un livre d'emblèmes?
Аннотация
Благодаря структуре и внутреннему дизайну, включающему традиционные элементы барочной эмблематики, «Theatrummortis humanae tripartitum» Йоханна (Янеза) Вайкарда Вальвазора (1682) часто описывают как эмблематическую книгу. Однако иконографический анализ показывает, что изображения и текст в «Театруме» не формируют эмблематического единства, а следовательно, подобная классификация вводит читателя в заблуждение. И тем не менее труд Вальвазора может быть соотнесен с эмблематической литературой, поскольку автор гравюр гениально использовал Valvasor’s многие мотивы из наиболее популярных эмблематических книг: он встроил их в декоративный орнамент, где эмблематические изображения можно распознать среди разнообразных растительных и анималистических миниатюр.
Ключевые слова
Й.В. Вальвазор, Theatrum mortis humanae tripartitum, А. Трост, барочная эмблематика, анималистическая символика
Виолетт К. La chasse au(x) musée(s). La muséographie des musées de la chasse en Europe. (Approche anthropologique)
Аннотация
Les musées de la chasse sont des musées difficiles à classer. Ils se situent pour la plupart en Europe – surtout en Europe centrale – et ont souvent été ouverts par des chasseurs pour des chasseurs. Leurs collections sont très diverses et souvent composées d’armes, de trophées, d’accessoires et d’œuvres d’art. Ils présentent des spécificités locales ou nationales et sont en ce sens révélateurs de l’attitude des sociétés face à leur environnement et témoins de l’histoire de la chasse dans chaque pays.
Dans le but de s’ouvrir à un public large, ils s’adaptent aujourd’hui aux représentations que les populations se font de la chasse, des chasseurs et de la nature et participent en retour à ces représentations. Celles-ci sont en constante évolution et nombre de ces musées sont en réorganisation ou ont connu une réorganisation récente. Les changements opérés prennent en compte les nouveaux outils muséographiques et le volet «patrimoine immatériel» de la chasse.
L’étude permet donc de faire le lien entre des réalités muséographiques et anthropologiques et est basée sur une analyse de trois musées de la chasse en Europe : le musée de la Chasse et de la Nature de Paris, du Deutsches Jagd- und Fischereimuseum (musée allemand de la chasse et de la pêche) de Munich en Allemagne et du Suomen Metsästysmuseo (musée finlandais de la chasse) de Riihimäki en Finlande.
Ключевые слова
Muséologie, muséographie, anthropologie, chasse, musée, art cynégétique, exposer la chasse, musée de chasse, collections
Материалы и сообщения
Мельник Я.Г. Лингвокультурные константы в поэтическом наследии Т. Шевченко
Аннотация
В статье рассматривается поэтический мир Т. Шевченко в контексте современной лингвоконцептологии. В результате исследований определились центральные (ядерные) и периферийные элементы лингвоконцептуального пространства поэта, определились типологические закономерности его поэтического наследия.
Ключевые слова
концепт, культурные константы, поэтика, картина мира
Возняк С.В. Антиномійні вузли в структурі поетичних текстів Т.Г. Шевченка
Аннотация
У статті здійснено спробу обґрунтувати знання про такі філософські категорії як антиномії та протиріччя і застосувати їх до інформації про закони організації поетичних текстів Т.Г. Шевченка. Узагальнено досвід синергетичної інтерпретації механізмів текстобудови і доведено актуальність та дієвість законів синергетики.
Ключевые слова
антиномії, протиріччя, синергетика, текст
Добровольская В.В. Коммуникативная ориентация обучения в современном курсе РКИ
Аннотация
В статье анализируется содержание термина «коммуникативная ориентация обучения» и дается его постепенное раскрытие в ходе учебного процесса, начиная со стартового периода и кончая завершающим этапом обучения РКИ. Динамика содержания понятия «коммуникативная ориентация обучения» рассматривается в сопоставлении с характеристиками начального и продвинутого этапов обучения с учетом принципов минимизации и системности организации материалов курса РКИ.
Ключевые слова
коммуникативная ориентация обучения, принцип минимизации, принцип системности, коммуникативная компетенция учащихся
Перхин В.В. Шестнадцать писем С.С. Прокофьева о балете «Золушка» (1940–1946): К истории создания произведения
Аннотация
Автор представил и проанализировал переписку С. Прокофьева с руководителями Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, которую тот вел в годы работы над балетом «Золушка», проливающую свет на историю создания балета.
Ключевые слова
Сергей Прокофьев, Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова, «Золушка»,Е.М. Радин, Галина Уланова, Ю.А. Завадский, Н.Д. Волков, В.М. Чабукиани, Л.М. Лавровский, О.В. Лепешинская, евразийство, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский, Д.П. Святополк-Мирский
Программы
Волошина О.А. Программа учебной дисциплины «История сравнительно-исторического индоевропейского языкознания»
Аннотация
Дисциплина «История сравнительно-исторического индоевропейского языкознания является курсом вариативной части магистерской программы «Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание», разработанной на кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Данный курс читается магистрантам 1-го года обучения в первом семестре.
Дисциплина «История сравнительно-исторического индоевропейского языкознания» – важный компонент программы теоретической подготовки магистров по направлению сравнительно-исторического языкознания. Курс представляет слушателям последовательное развитие магистрального направления лингвистических исследований XIX и XX веков – компаративистики, знакомит с основными методами сравнительно-исторического языкознания.
Ключевые слова
сравнительно-историческое индоевропейское языкознание, магистерская программа, компаративистика
Бархударова Е.Л., Дементьева О.Ю., Ершова Л.В., Красных В.В., Панков Ф.И. Программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»
Аннотация
В публикации представлена учебная программа обязательного курса вариативной части МП «Русский язык как иностранный: лингводидактические и лингвокультурологические основы преподавания» по направлению подготовки 032700.68 «Филология». Данный курс был разработан в 2010 году и впервые прочитан в 2011/2012 учебном году на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Курс «Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного» адресован магистрантам первого года обучения и призван, во-первых, дать учащимся знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, во-вторых, сформировать у них навыки и умения в области преподавания иностранцам практического русского языка. В курсе рассматриваются основные аспекты преподавания русского языка как иностранного: фонетический, лексический, грамматический, лингвокультурологический.
Ключевые слова
русский язык как иностранный, учебная программа, сознательно-практический метод, функционально-коммуникативная грамматика, лингвистика, методика, лингвокультурология
Критика. Библиография
Кшицова Д. Из истории украинской культуры. Искусство – театр – музыка. Брно: Университет имени Масарика, 2014, 281 с., 94 черно-белых и 64 цветных иллюстраций
Злочевская А.В. Eliáš a kol. Ruská literatύra 18. – 21. storočia / Zodpovedná red.: M. Kontrišová. Bratislava: Veda, 2013. 240 s. (Элиаш М. и колл. Русская литература XVIII–ХХI веков / Отв. ред. М. Контришова. Братислава: Веда, 2013. 240 с.)
Солнцева Н.М. В.А. Дроздков. Dum Spiro Spero: О Вадиме Шершеневиче, и не только: Статьи. Разыскания. Публикации. М.: Водолей, 2014. 800 с.
В.А. Воропаев. Однажды Гоголь... :Рассказы из жизни писателя.М.: Издательство Московской ПатриархииРусской Православной Церкви, 2014. 112 с.: ил.