Статьи
Султанов К.К. К вопросу об «этнокультурном повороте» в изучении литератур народов России
Аннотация
В статье рассматривается методологические вопросы современного изучения литератур народов России. Кризис былых нормативных и идеологически мотивированных представлений об их исторической динамике выявил необходимость поиска новой исследовательской парадигмы. Недостаточно постулировать множественность и дифференциацию национально-литературных типов художественного сознания. Важно стремиться и к интегративным характеристикам, к взаимодополняемости «идентичности» и «диалога», этнокультурного дискурса и аксиологического подхода, а также, учитывая исторический опыт сосуществования наших народов и культур, к артикуляции «цивилизационной парадигмы», отсылающей к «единству несходного».
Ключевые слова
художественная ценность, идентичность, диалогический принцип, этнокультурная доминанта, цивилизационное пространство, реконструкция
Карцева З.И. Поэтика синтеза (роман-фуга Эмилии Дворяновой)
Аннотация
Возможность соединения магии слова и музыки давно привлекала внимание истинных творцов. И примером синтеза этих двух видов искусства может служить творчество современной болгарской писательницы, сделавшей музыку структуроопределяющим элементом ряда своих романов, посвященных проблеме идентичности женщины в современном мире.
Ключевые слова
музыка, литература, синтез, фуга, поэтика
Србиновска С. За конфликтот на интерпретациите или за позицијата «помеѓу» фактите и фикцијата
Аннотация
Оваа студија се занимава со анализа на современите текови во историграфијата. Во методолошкиот пристап на историографите се применуваат категориите приказна и заплет и се проблематизира концепцијата за научна вистина и факт. Таквото согледување на историографските истражувања низ призма на современата деконструктивистичка философска практика го овозможува поврзувањето на историографијата со фикцијата што резултира со продукција на т.н. историографска метафикција како посебен жанр на романескно раскажување. Во прилог на тоа, оваа студија дава интерпретација на романот Марко Крале од Слободан Мицковиќ.
Ключевые слова
историографија, нарација, заплет, метод, метафикција
Гулидова Е.Н. К вопросу о содержании понятия «адвербиальные выражения» (на материале французского языка)
Аннотация
Автор рассматривает морфологические, лексико-семантические и синтаксические особенности французских адвербиальных выражений. В статье решаются следующие задачи: определить содержание понятия «адвербиальные выражения», соотнести его с понятием «наречие», выделить критерии адвербиализации, релевантные для рассматриваемых лексем во французском языке, и дать непротиворечивое определение адвербиальным выражениям.
Ключевые слова
адвербиальные выражения, критерии адвербиализации, лексикализация, идиоматичность значения, фразеологические единицы
Домогацкая С.П. К вопросу возникновения московской школы скульптуры в конце Х1Х – началеХХ века
Аннотация
«Московская скульптурная звезда» зажглась на художественном небосклоне в календарный рубеж двух столетий. Событие рождения новой формы напоминает эффект взрыва сверхновой звезды, когда окружавшее ее светящееся вещество силами гравитации стремительно втягивается вовнутрь и она превращается в мало кому интересный пульсар. Одновременно в пространство выбрасывается множество «потрясенных» столь катастрофически «провалом» частиц, которые на периферии Вселенной, вступая в разные соединения, дают начало звездам, уже совершенно новым по составу. Новому «составу» московской скульптуры ХХ века предшествовала мощная подспудная работа. Москва, всегда оставлявшая за собой право на независимость взглядов, приняла последний вздох Академии, взяв в наследство старую классицистическую традицию лишь в ее самом общем и широком смысле, как пример идеального соответствия формального и образного начал, все остальное подвергнув кардинальной перестройке. Здесь была не только восстановлена шкала чисто художественных ценностей, но и бесконечно увеличен уровень внутренней свободы художника, давшей ему смелость выйти на мировые просторы и отстаивать свою самостоятельность с точки зрения осознанных пластических идей.
Ключевые слова
школа, образовательная система Академии, специфика скульптуры, «московские предпосылки», путь Александра Иванова, Рамазанов, Сергей Иванов, Коненков
Материалы и сообщения
Ковтун Е.Н. Четверть века работы Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию
Аннотация
В статье представлена полная информация о направлениях и содержании деятельности УМО по классическому университетскому образованию (ранее УМО университетов) за все время его существования.
Ключевые слова
УМО по классическому университетскому образованию, Бюллетень Совета по филологии, филологические специализации, учебные планы различных филологических специализаций, образовательные стандарты
Зыкова Г.В. Источники текстов Е.Л. Кропивницкого в собраниях Вс.Н. Некрасова и В.Т. Стигнеева. Авторские машинописные сборники Д.А. Пригова 1970-х гг. в собрании Вс.Н. Некрасова: редакции, не совпадающие с редакциями венского четырехтомника
Аннотация
Автор анализирует и сравнивает публикации стихов Е.Л. Кропивницкого в разных изданиях, опираясь на источники текстов в собраниях Вс.Н. Некрасова и В.Т. Стигнеева.
Ключевые слова
Е.Л. Кропивницкий, Вс.Н. Некрасов, В.Т. Стигнеев, Д.А. Пригов, художественно-идеологические языки, индивидуальные творческие системы – дифференциация, эволюция
Оболенская Ю.Л. Отчет о проведении VII Международной научной конференции «Иберо-романистика в современном мире. Научная парадигма и актуальные задачи»
Оболенская Ю.Л. Поэтика перевода по Октавио Пасу
Аннотация
Статья посвящена оригинальной концепции поэтического перевода, сформулированной в сборнике эссе «Перевод – словесность и дословность» (1971) выдающегося мексиканского поэта Октавио Паса, а также его переводческой деятельности. Концепция О. Паса, как показывает автор статьи, представляет собой творчески освоенные идеи Р. Якобсона и отражает утопические представления поэта об универсальном, наднациональном характере литературы.
Ключевые слова
процесс перевода, поэтический язык, языковой знак, гений места, гений языка, национальная идентичность, творческий метод
Симонова М.В. Октавио Пас о языке и речи
Аннотация
Статья посвящена анализу взглядов мексиканского поэта и эссеиста Октавио Паса на язык, слово и речь. Особое внимание уделяется проблеме слова, а также таким понятиям, как «прозрачность» и «тишина» слова.
Ключевые слова
язык, речь, утопия языка, эссеистика Паса, язык поэзии и язык прозы
Шамарина А.А. Проблема «инаковости» в творчестве Октавио Паса и Антонио Мачадо
Аннотация
В статье анализируется категория инаковости в творчестве Октавио Паса и Антонио Мачадо, занимающая центральное место в системе философско-эстетических представлений обоих поэтов. На основе исследования ключевых работ О. Паса и А. Мачадо утверждается смежность таких понятий, как “otredad” и “heterogeneidad”, раскрывающих основные принципы взаимодействия Я и Другого. Кроме того, в статье прослеживается связь между теоретическими положениями, постулируемыми обоими авторами, и их фактическим воплощением в поэтическом тексте.
Ключевые слова
поэзия ХХ века, Антонио Мачадо, Октавио Пас, инаковость, Другой, диалог, гетероним
Гуревич Д.Л. Прономинальные и субстантивные черты сочетаний «a gente» и «o pessoal» в бразильском варианте португальского языка
Аннотация
В статье рассматриваются особенности прономинализованного употребления двух высокочастотных именных сочетаний «a gente» (= мы) и «o pessoal» (= они) в португальском языке Бразилии. Данные сочетания обладают как прономинальными, так и субстантивными чертами, однако прослеживается четкая морфологическая и синтаксическая дистрибуция в их употреблении в функции существительного либо в функции местоимения.
Ключевые слова
прономинализация, португальский язык, грамматическое согласование
Карпова Ю.А. Эволюция системы согласных испанского языка: путь от шипящих [š] и [ž] к велярной [x]
Невокшанова А.А. К проблеме «глобализации испанского языка»
Сапрыкина О.А. Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме
Аннотация
Проблемы идентичности сейчас находятся в фокусе многих гуманитарных наук. Идентичность – своеобразная матрица, важнейший механизм культуры и способ ее сохранения. В статье показано, что проблемы идентичности имеют лингвистическое измерение. В португальской дискурсивной парадигме поэтический язык и язык науки - главные сферы оформления национально-культурной идентичности.
Ключевые слова
идентичность, матрица, поэтический дискурс
Веденеев Д.В., Будков Д.В. Патриотический поворот в годы Великой Отечественной войны и образ Тараса Шевченко
Аннотация
В статье рассматриваются особенности создания эпического образа Тараса Шевченко как одной из ключевых фигур украинской советской культуры и советского патриотизма. Авторы анализируют роль творческого наследия и образа великого украинского поэта в деле мобилизации духовных сил украинского и других народов СССР на отпор агрессорам в годы Великой Отечественной войны. Рассматривается активизация научного изучения жизни и творчества Т. Шевченко, их использование в печатной и радиопропаганде, а также процесс оформления канонического образа поэта в советской официальной идеологии и пропаганде.
Ключевые слова
Тарас Шевченко, Великая Отечественная война, украинская культура, советский патриотизм, советская идеология, пропаганда
Борисёнок Е.Ю. Т.Г. Шевченко в советской национальной политике
Аннотация
В статье анализируется использование образа Т.Г. Шевченко в советской политике 1920–1930-х годов в качестве символа украинской нации.
Ключевые слова
Т.Г. Шевченко, советская национальная политика, украинизация
Букатчук К.В. Емоційно-смислова домінанта «демонічної матері» в «Утопленій» Тараса Шевченка: психолінгвістичний аспект
Аннотация
В статье определены и обозначены особенности психолингвистического проявления эмоционально-смысловой доминанты «демонической матери» в художественной текстовой структуре «Утопленной» Тараса Шевченко сквозь призму аффективно-экзальтированной акцентуации речевого субъекта; описаны лингвистические средства ее репрезентации.
Ключевые слова
аффективно-экзальтированная акцентуация, эмоционально-смысловая доминанта, «демоническая мать»