Статьи
Ружицкий И.В., Ружицкая Э.А. Sprachliche Persönlichkeit von Fedka der Zuchthäusler: Individuelles und Kollektives
Аннотация
Der Artikel ist der Rekonstruktionsmöglichkeit einer sprachlichen Persönlichkeit durch die Analyse der Besonderheiten der Rede der konkreten handelnden Person – Fedka der Zuchthäusler aus dem Roman F.M.Dostojewskis «Die Dämonen» – gewidmet. Es sind die Schlussfolgerungen bezüglich der individuellen und kollektiven kennzeichenden Züge der genannten sprachlichen Persönlichkeit gemacht, die Parallelen zwischen dieser künstlerischen Gestalt und anderen handelnden Personen Dostojewskis festgestellt und auch einige seine konstante Komponenten bestimmt.
Ключевые слова
die individuelle und kollektive sprachliche Persönlichkeit, Dostojewski, die Konstanz der Gestalt der handelnden Person
Лоевская М.М. Воспоминания как документ эпохи
Аннотация
Обращение к прошлому – «исторической памяти» – приводит нас к осмыслению важнейших событий собственной и общественной жизни. По-разному одни и те же факты предстают в воспоминаниях, записках, мемуарной литературе. В отличие от биографии, воспоминания помогают самораскрытию духовного мира автора, дают оценку, пусть и субъективную, важнейшим историческим событиям, известным политическим и религиозным деятелям, делают повествование эмоционально-экспрессивным, психологически подробным. Воспоминания помогают не только сломать привычные стереотипы – исторические, культурологические, – но и по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо известные нам события.
Ключевые слова
воспоминания, репрессии, концлагерь, Алмазов, обновленчество, история Церкви
Анастасьева И.Л. Русский роман в контексте межкультурного обмена
Аннотация
В статье рассматриваются понятия модернизма и постмодернизма, представленные в романах аргентинского автора Ф. Андахази «Конкистадор» и «Город еретиков», в соотношении с концепцией русского модернизма и европейской культурной традицией.
Ключевые слова
Андахази, Леопольдо Сеа, Фрай Бернардино де Саагун, Вл. Соловьев, Брюсов, Розанов, Минский, Мережковский, европейская цивилизация, Старый свет и Новый свет, мексиканские мифы, христинаство, Латино-Американский ренессанс, модернизм, Серебряный век
Старикова Н.Н. Литература независимой Словении: «транзитивные» 1990-е гг.
Аннотация
В статье рассматривается литература Словении в первое десятилетие после обретения ею в 1991 г. государственной самостоятельности. 1990-е гг. стали переломным рубежом в развитии национальной литературы: в это время, приспосабливаясь к новым общественным обстоятельствам, вся ее инфраструктура претерпела существенные изменения. Это коснулось как собственно художественной продукции, так и издательской политики, критики и литературоведения.
Ключевые слова
словенская литература, независимая Словения, переходный период, постмодернизм
Розинская О.В. От «Санина» к «Дьяволу»: путь творческой эволюции М.П. Арцыбашева
Аннотация
Статья посвящена трансформации взглядов М.П. Арцыбашева от его романа «Санин» к пьесе «Дьявол». Герои одержимы стремлением познать истину жизни, правду о человеке. Борьба добра и зла воплощает разные стороны человеческого «я», свидетельствует о противоречивости человеческой природы. Герои этих произведений нарушают нравственные нормы, эпатируя читателя.
Ключевые слова
Арцыбашев, эволюция взглядов, роман «Санин», пьеса «Дьявол», проблема нравственных норм, автор и читатель
Москвин Г.В. «Зачем я так упорно добиваюсь любви?..» (Суть любовной интриги Печорина в «Княжне Мери». К вопросу о духовном основании сюжета)
Аннотация
В статье рассматривается главный для понимания смысла повести «Княжна Мери» вопрос: что определяет суть любовной интриги произведения и поведения Печорина – игра, забава или она строится на более серьезном основании. Автор приходит к выводу, что глубинная основа сюжета строится на Евангельском повествовании от Ионна (4, 5 главы), а также этико-философской системе художественных взглядов Лермонтова, состоящей из концептов «презрение-ненависть-любовь». Названные факторы определяют проблематику и жанровую структуру повести.
Ключевые слова
Лермонтов, «Княжна Мери», Печорин, интрига, смысл, ненависть, любовь.
Материалы и сообщения
Рыбина П.Ю. Материалы межвузовской конференции «Театральность кино» (27 марта 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, кафедра общей теории словесности)
О конференции
«Зачем мы обсуждаем театральность кино?» Четыре реплики
Кольцова Н.З., Монисова И.В. Театральность и язык тоталитарной культуры (в интерпретации кинематографистов 1980-х гг.)
Аннотация
В статье проблема выявления элементов театральности в кино рассматривается на примере фильмов 1980-х гг. «Мефисто» (И. Сабо) и «Покаяние» (Т. Абуладзе), в которых театральность эстетики во многом обусловлена спецификой отраженной в них тоталитарной эпохи. Исследуются причины актуализации и формы проявления театральности в языке тоталитарной культуры. Кроме того, делается попытка выявить наиболее значимые моменты взаимодействия театрального и киноязыка, а также особенности интермедиального перевода литературных текстов, произведений живописи и музыки.
Ключевые слова
театральность, киноязык, тоталитарная культура, интермедиальность, идеомифология, реминисценция, синтетические тенденции в искусстве
Калинина Е.А. Кино как молчание, театр как слово в фильмах Ф. Гарреля Elle a passé tant d’heures sous les sunlights... и Les baisers de secours
Аннотация
В статье рассматривается взаимодействие театра и кино в фильмах Филиппа Гарреля 1980-х годов «Elle a passé tant d’heures sous les sunlights...» («Она провела много времени в свете софитов…», 1984) и «Les Baisers de secours» («Спасательные поцелуи», 1988); в частности, анализируется роль театра в создании в кинематографическом пространстве оппозиций «прошлое – настоящее», «грёза – действительность», «созерцание – действие», «молчание – слово».
Ключевые слова
Филипп Гаррель, «Она провела много времени в свете софитов…», «Спасательные поцелуи», кино и театр
Гордиенко Е.И. «Взгляд в камеру»: эффект очуждения / присутствия?
Аннотация
В статье рассматривается прием обращения к зрителю, пришедший в кино из театра. Неправдоподобность жеста в условиях разделенности производства и показа фильма проблематизирует место зрителя в кинокоммуникации и характер его диалога с фикциональным говорящим.
Ключевые слова
театральность, четвертая стена, металепсис, Вуди Аллен, Годар, Карточный домик
Байрамкулова Л.К. Театрализация и карнавализация «кинореальности» в фильме Жана-Даниэля Верега «Битва за “Эрнани”»
Аннотация
В статье анализируется французский художественный фильм «Битва за “Эрнани”» (2002). Фильм является ярким примером того, как для достижения определенных художественных задач кинорежиссура умело совмещает кинематографические приемы с приемами, характерными для театральной постановки. В статье обосновывается мысль, что в этом фильме осуществлена экранизация метатекста, т. е. воссоздана рецепция художественного текста в культурном сознании той эпохи, когда он был создан.
Ключевые слова
метатекст, фрагментарная природа кино, монтаж, романтизм, экранизация, культурная рецепция, карнавализация реальности
Высочанская А.М. Притча как один из источников театрализации киноязыка (на примере фильмов М. Захарова и Г. Горина)
Аннотация
Цель данной статьи – показать на примере фильмов Г. Горина и М. Захарова, как использование притчи в сценарии способствует театрализации киноязыка и каков интермедиальный потенциал жанра притчи. На первый взгляд, устойчивая, с трудом поддающаяся синтезу, форма притчи обнаруживает тяготение к драматургии и театру, насыщает их новыми смыслами, способствуя реализации их потенциалов как на уровне диалогов и характеров, так и на уровне постановки.
Ключевые слова
притча, интермедиальность, иносказательный характер, абстрактность персонажей, бытовой сюжет, зашифрованная мудрость, авторитет
Рыбина П.Ю. Функция театральной репетиции в кино: парадокс «пустого пространства» (на материале фильмов Л. Малля и М. де Оливейры) / Theatre Rehearsal on Screen: Paradox of «the Empty Space» (L. Malleʼs Vanya on 42nd Street and M. de Oliveiraʼs O meu caso)
Аннотация
В данной статье в центре внимания – феномен театральной репетиции как прием для создания на экране (в фильмах Л. Малля и М. де Оливейры) особого пространства, ключом к которому становятся понятия лиминальности и трансформации, разработанные применительно к театру в классических работах американца Р. Шехнера. Научная новизна статьи – в использовании понятий эстетики перформативности для анализа театральности фильма. Эти понятия помогают описать переходный характер эстетического опыта, с которым сталкивается зритель, вынужденный балансировать между условностями языков трех разных искусств – кинематографа, театра и литературы (в основе сценариев фильмов – пьесы). Автор статьи показывает, каким образом факт театральности фильма становится, с одной стороны, средством игры со штампами киноязыка для режиссера, а с другой, средством трансформации зрителя, открывающего для себя бесконечно становящееся («пустое») пространство восприятия.
Ключевые слова
театральность, лиминальность, трансформация, киноязык, репетиция, литературность
Агапова Н.Б. Театр движущихся картин в фильмах Питера Гринуэя «Книги Просперо» и Дерека Джармэна «Буря»
Аннотация
Две радикальные киноадаптации «Бури» У. Шекспира британских режиссеров Д. Джармэна и П. Гринуэя объединены разноуровневым использованием картины в качестве элемента кинотекста. Этот элемент в обоих фильмах занимает особую нишу, не являясь ни художественным образом, ни элементом структуры, ни знаком в классическом понимании Ф. де Соссюра. Более подходящим инструментом для его осмысления оказывается термин, использовавшийся в театральной теории начала XX в., – «иероглиф».
Ключевые слова
классика, киноадаптация, театр, картина, иероглиф
Долженко Т.Е. «Эйфория» И. Вырыпаева как опыт исследования пространства трагедии в контексте кино
Аннотация
Фильм «Эйфория» (2006) Ивана Вырыпаева представляет собой своеобразный эксперимент по осмыслению задач современного театрального искусства с помощью киноязыка. В своем фильме Вырыпаев продолжает разговор о жанре трагедии в контексте русского театра, но более важно то, что фильм этот – попытка осмыслить сквозь призму «чистого» жанра современную театральную и кинематографическую действительность. Автор статьи анализирует возможности киноязыка, позволяющие показать многоплановый символический уровень текста. В статье отмечено, какие театральные приемы и установки находят свое воплощение на экране и к какому эффекту приводит сочетание театральности и кинематографа.
Ключевые слова
современный кинематограф, русский кинематограф, современный театр, русский театр, сценарная драматургия, жанр трагедии, интермедиальность
Миллер О.В. К истории изучения поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»: полемические заметки
Аннотация
Статья посвящена одному из самых спорных вопросов в лермонтоведении – творческому статусу последних трех редакций поэмы «Демон». Автор опирается на факт цензурного разрешения от 11 марта 1839 г. на печатание поэмы, не повлиявший, однако, на решение Лермонтова не публиковать произведение. В статье рассматриваются возможные причины сдержанности поэта и в связи с этим сопоставляются ключевые описания в 6-й и последующих редакциях. На основании сравнения автор делает вывод, что 6-я, «лопухинская» редакция не является окончательной и выражающей в полной мере замысел Лермонтова, поскольку в декабре 1838 – начале 1839 г. в поэму вносились принципиальные смысловые изменения.
Ключевые слова
Лермонтов, поэма «Демон», редакции, цензурное разрешение, изменения, авторский замысел, смысл поэмы
Егорова Ю.В. Об изменении названий блюд: от Е. Молоховец к «здоровой пище»
Аннотация
В статье рассматриваются изменения в названиях блюд в конце XIX – начале XX в. Основой для сравнения являются две «кулинарные библии»: пособие Е. Молоховец и «Книга о вкусной и здоровой пище». Значительные социальные изменения, слом общественного строя отразились в номинации, потребовали новых средств выражения. Названия блюд не только отражают изменения в языке, но и свидетельствуют о различной мотивации авторов, закрепляют ценностную парадигму определенного периода. Упоминания в названиях блюд той или иной национальной кухни дают представление о культурных связях страны, а в советский период – и о направлении политического вектора.
Ключевые слова
номинация, национальная кухня, традиция, пищевая промышленность, прецедентные имена