Статьи
Старикова Н.Н. Под знаком авангарда: конструктивистские опыты Сречко Косовела
Аннотация
В статье в рамках национального историко-культурного и литературного контекста рассматривается одна из сторон творчества выдающегося словенского поэта-авангардиста 1920-х гг. Сречко Косовела – его конструктивистские эксперименты со словом. Они свидетельствуют о том, что автор не только был знаком с теорией и практикой европейского и русского конструктивизма, но и успешно применял его художественные принципы в своих поэтических текстах.
Ключевые слова
Словенская литература, межвоенный период, литературный авангард, экспрессионизм, конструктивизм
Байич Л.Д. Топос ʻстаницаʼ и утопия будущего в ʻВерность идеаламʼ Бранко Чопича
Аннотация
В докладе анализируется топос вокзала в рассказе «Поборник идеи», который составляет вторую часть сборника Бранко Чопича «Сад цвета мальвы». Исследуются свойства и функция топоса в построении рассказа, а также и его связь с мотивами дороги и распутья («Взбунтовавшийся машинист», «Илья на распутье»). Выделяется идеологический оттенок и трансформация данного топоса, сопровождаемая трансформацией в стилевом плане, т. е. меланхолически окрашенным и сатирически интонированным повествованием о нереализованной утопии будущего.
Ключевые слова
«Поборник идеи», топос, вокзал, утопия, будущее, меланхолия, сатира
Фролова М.В. Женская проза Индонезии конца XX – начала XXI века
Аннотация
В статья представлен обзор основных имен и произведений женской прозы Индонезии с конца 1990-х гг. по настоящее время – время расцвета гендерной тематики в кинематографе и литературе этой страны. Женская литература састра ванги поднимает прежде табуированные темы.
Самая знаменитая писательница Индонезии – Айю Утами, автор многочисленных романов. С выходом ее первого романа «Саман» (1998) связывают массовое увлечение женской прозой. Остросоциальные вопросы и личные проблемы женщин ставятся также в творчестве Джулии Сурьякусумы, («Джихад Джулии», 2013), в фильмах Ниа Дината («Как поделить мужа», 2006; «Женщины с историями», 2008), в сборнике рассказов Джэнар Маэса Айю («Они говорят, я обезьяна!», 2001), в прозе Динар Рахайю («Ода Леопольду фон Захеру-Мазоху», 2002), Деви Лестари («Супернова», 2000–2016), Ратих Кумалы («Девушка с гвоздичной сигаретой», 2012).
Популярность женской прозы в Индонезии говорит о том, что именно авторы-женщины выходят на авансцену современного литературного процесса этой страны.
Ключевые слова
современные писательницы Индонезии, постмодернизм, женская проза, гендерные исследования, феминизм, Айю Утами, Джулия Сурьякусума, Деви Лестари, Динар Рахайю, Джэнар Маэса Айю, Ратих Кумала, састра ванги
Розинская О.В. О Борисе Савинкове – человеке, писателе, террористе (по воспоминаниям современников)
Аннотация
В статье Борис Савинков представлен в разных аспектах своей деятельности: как руководитель Боевой организации партии эсеров, ярый противник Советов, – и как писатель, поэт, публиковавший свои произведения под псевдонимом Ропшин. Неоднозначный, сложный характер Савинкова раскрывается в воспоминаниях его современников, с которыми он общался в эмиграции: Д. Философова, Д. Мережковского, З. Гиппиус, М. Волошина, А. Амфитеатрова, К. Вендзягольского. Опираясь на эти материалы, автор статьи выстраивает свою концепцию личности Савинкова-Ропшина, в судьбе которого, как и в судьбе героев его произведений, отразилась история России.
Ключевые слова
Савинков-Ропшин, Боевая организация партии эсеров, эмиграция, воспоминания, Д. Философов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, М. Волошин, А. Амфитеатров, К. Вендзягольский
Красовец Д. В преддверии Биеннале – Базилика Сан-Пьетро-ди-Кастелло
Аннотация
В статье, посвященной 56-й Венецианской биеннале, рассматривается проблема технического знания и творчества художников. Эти вопросы вовсе не новы, именно поэтому в базилике Сан-Пьетро-ди-Кастелло мы находим несколько ответов на них. Здесь мы видим прекрасные произведения искусства, среди которых полотно Франческо Солимены или завораживающие фрески Джироламо Пеллегрини. Все художники, прошлых веков или современные, по-своему интерпретируют тему смерти, частый мотив и на биеннале.
Ключевые слова
Венеция, 56-я Венецианская биеннале, современное искусство, Сан-Пьетро-ди-Кастелло, Джироламо Пеллегрини, Франческо Солимена
Материалы и сообщения
Кормилов С.И. Китаистика с административным ресурсом (взгляд теоретика литературы)
Аннотация
Теория литературы практически совершенно игнорирует древнейшие и богатейшие литературы Востока, которые во многом отличаются от западных, но все-таки подвержены и общим закономерностям мировой литературы, а российские востоковеды часто не ориентируются даже в основных понятиях теории своего предмета. Характерный образец такого положения в науке – сборник работ переводчика и популяризатора китайской литературы Ильи Смирнова, который не мог быть издан без использования административного ресурса.
Ключевые слова
теория литературы, И.С. Смирнов, китайская литература, монография, перевод, предисловие, стих, ритмическая проза, автор и издатель, административный ресурс
Михайлова М.В. Нина Петровская: Historia morbi
XII Поспеловские чтения. Материалы конференции
Романова Г.И. Концепт «минувшее» в рассказе И.А. Бунина «Косцы»
Аннотация
В статье рассмотрена специфика термина «концепт», используемого в литературоведении в ходе изучения художественной речи и других аспектов произведения. Проведен анализ художественного (метафорического) концепта «минувшее» в контексте пространственно-временной организации в автобиографическом рассказе Бунина. Рассмотрены лексический, грамматический план выражения концепта, его образная форма; связь с концептами ʻкрасотаʼ, ʻсчастьеʼ; подчеркнуты периферийные значения; литературные и фольклорные реминисценции. Выявлено, что основное понятийное значение концепта прошлого (часть видового концепта «время»), его историко-географический смысл, связанный с обозначением исторических событий, вызвавших смену пространственно-временных координат, оставлен на периферии. Автором актуализировано метафорическое поле концепта «минувшее».
Ключевые слова
концепт, время, пространство, литературные и фольклорные реминисценции
Захаров К.М. К поэтике русской реалистической комедии
Аннотация
В статье рассматриваются мотивы игры как прием, определяющий своеобразную эстетику русской комедии. Количество мотивов Игры оказывается обратно пропорционально эмоциональной заостренности драматического действия русских комедий.
Ключевые слова
игра, комедия, мотив, пьеса, Сухово-Кобылин
Соловьева Е.Е. «Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис»
Аннотация
В статье рассматриваются два литературоведческих понятия, связанные с обозначением «музыкальности» литературно-художественных произведений, – музыкальный код и музыкальный экфрасис. Музыкальный код, термин интермедиальной поэтики, в современных отечественных исследованиях трактуется двояко: во-первых, как использование писателем образов, мотивов, понятий, связанных с музыкой как искусством в качестве значимых единиц создаваемого текста; во-вторых, как внедрение в художественную ткань произведения акустических знаков, которые призваны передать гармонически или дисгармонически звучащий мир. Понятие «музыкальный экфрасис» находится в стадии формирования. Оно происходит от названия риторического приема и означает словесное описание музыкальных произведений. В статье рассматриваются варианты использования понятия современными исследователями.
Ключевые слова
интермедиальная поэтика, семиотика искусства, музыкальный код, музыкальный экфрасис, вербальная музыка
Суровцева Е.В. Модификации эпистолярного жанра: на материале «письма властителю»
Аннотация
В статье предпринимается попытка систематизации имеющегося у нас в настоящий момент материала по особому эпистолярному жанру – жанру «письма властителю». Это письмо представителей русской интеллигенции властям (мы ограничились изучением писем литераторов). Представлены два варианта – «письмо царю» (XIX – начало XX века) и «письмо вождю» (XX век). Анализируемые письма можно рассматривать в контексте биографии писателя, в контексте истории нашей страны, как особый эпистолярный жанр со своими отличительными признаками и разновидностями. Перечисляя конкретный фактический материал, мы обосновываем выделение в «письме властителю» несколько жанровых разновидностей (письмо-инвектива, письмо-декларация, письмо-памфлет, письмо-жалоба / просьба / оправдание, письмо-дифирамб / благодарность / творческий отчет), прослеживаем качественную и количественную динамику развития каждой разновидности, а также кратко суммируем свои наблюдения над образом адресата писем.
Ключевые слова
эпистолярная литература, письмо властителю, литература и цензура, литература и власть
XXII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»: секция «Филология»
Берсенева Н.С. Словообразовательные модели, характерные для языка академической прозы, в научной фантастике
Аннотация
Автор рассматривает проблему продуктивного словообразования на пересечении языка науки и художественной литературы, в частности, то, как авторы научно-фантастических произведений создают собственные окказионализмы, намеренно используя словообразовательные модели, характерные для языка академической прозы. В ходе изучения словообразовательных процессов были исследованы неологизмы и окказионализмы из художественных произведений Ф.К. Дика и О. Хаксли, определена их коммуникативная функция и связь с естественными науками, изучены механизмы взаимодействия продуктивного словообразования и научного типа дискурса.
Ключевые слова
научный английский язык, словообразование, научная фантастика, сложные слова, суффиксация, окказионализмы, словообразовательные модели, псевдотермины
Кожина С.А. Полемика с соцреалистическим каноном в ранней прозе Б. Грабала и Й. Шкворецкого
Аннотация
В статье анализируются коренные изменения, характерные для поэтики произведений 1960-х гг., в сравнении с произведениями предшествующего периода господства соцреалистического метода. Рассматриваются рассказ Б. Грабала (сборник «Жемчужинки на дне» 1963 г.) и роман Й. Шкворецкого («Малодушные» 1958 г). Эти тексты, написанные в конце 1940-х – начале 1950-х гг., позволяют увидеть, какие именно особенности литературного процесса 1960-х гг. начали развиваться непосредственно после 1948 г., но не получили последовательного выражения в текстах 1950-х гг. в связи с процессом политизации культуры. Анализ проведен по ряду критериев, чтобы продемонстрировать полемика с каноном социалистического реализма: модальность повествования (поэтика и композиция), образ героя и язык.
Ключевые слова
история зарубежной литературы, чешская литература, XX век, соцреалистический метод, 60-е годы, Б. Грабал, Й. Шкворецкий
Лукина А.В. Морская топонимия в олонхо
Аннотация
Автор анализирует названия морей в олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный»; выявляет способ возникновения топонимов, их место и роль в тексте. На основании анализа сделан вывод, что названия морей возникли в результате психологического переноса своего восприятия на объект, а морские топонимы являются частью тирады «Описание моря», которая входит в состав разных типических мест и выполняет различные функции.
Ключевые слова
олонхо, топонимия, топонимы, пелагонимы, эпос
Роговнева Ю.В. Элементы информативного регистра в репродуктивных текстах-описаниях
Аннотация
Статья посвящена анализу и классификации информативных включений в репродуктивно-описательные тексты, созданные говорящим при прямом наблюдении действительности: описание человека и места.
Ключевые слова
репродуктивный регистр, информативный регистр, описание, наблюдение