Статьи
Сорокина В.В. Современная западноевропейская проза в поисках жанра
Аннотация
Анализ трех произведений западноевропейской литературы, изданных в 2018 г., дает основания говорить о значительных жанровых деформациях современной прозы. Получивший широкое распространение в конце ХХ в. жанр микроромана постепенно утрачивает свою каноническую форму, преображаясь в подвижные разновидности. В частности, можно говорить о микроромане-новелле (Дж. Барнс, «Одна история»), о микроромане-откровении (Б. Шлин, «Ольга»), о микроромане-комментарии (П. Патролин «Я решил перестать писать»).
Ключевые слова
современная проза, микророман, микророман-новелла, микророман-откровение, микророман-комментарий, Дж. Барнс, Б. Шлинк, П. Патролин
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-75-17
Злочевская А.В. Эволюция мистической метапрозы Владимира Набокова (русскоязычный период)
Аннотация
В статье проанализированы структурные изменения в трехчастной модели мира мистической метапрозы В. Набокова / Сирина русскоязычного периода (1930–1938 гг.) – «Защита Лужина», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар». Показано, что в романах русскоязычного периода В. Сирин словно проводит серию строго продуманных научных экспериментов в поисках обретения истинной позиции человека в мире – от модели жертвы мироздания – в «Защите Лужина», через различные варианты совершения человеком нравственного выбора в сторону доблестного поступка, свободы и бессмертия, или греха, предательства и смерти, к исследованию двух типов художника – лжетворца и настоящего. Только творческая личность может быть счастлива в этом мире, ибо лишь ей подвластно мироздание во всех трех его ипостасях. Таков этический и философский вывод исканий В. Набокова / Сирина.
Ключевые слова
В.В. Набоков, В. Сирин, мистическая метапроза ХХ в., трехуровневая модель мира, эволюция, автор и герой, «Защита Лужина», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар»
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-18-37
Перхин В.В. «Сплотила Великая Русь…»: Из истории подготовки и восприятия государственного гимна (июнь 1943 – апрель 1944)
Аннотация
В статье прослежена динамика работы поэтов, композиторов и государственной комиссии над текстом и музыкой гимна и восприятие их работы политическими руководителями страны, а также русской советской и эмигрантской прессой. Большинство источников впервые вводится в научный оборот.
Ключевые слова
Гимн, Советский Союз, С.В. Михалков, М.В. Исаковский, А.В. Александров, Д.Д. Шостакович, И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, В.М. Молотов, М.Б. Храпченко
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-38-67
Коростелева А.А. Коммуникативный стереотип робота в детском кино
Аннотация
Статья посвящена описанию коммуникативного стереотипа робота в детском кино. Выявлены характерные для данного стереотипа черты, формируемые направленным отбором языковых средств (вербальных и кинесических) на номинативном и коммуникативном уровнях. Показано, что коммуникативные поля соотношения позиций и личной сферы, активизируясь в речи, разрушают коммуникативный стереотип робота. Описаны эстетические эффекты умышленного отхода от него, радикального слома стереотипа и т. д. (вносящие как комические, так и трагические смыслы).
Ключевые слова
коммуникативная семантика, коммуникативный стереотип, эстетическая функция коммуникативных средств, звучащий кинодиалог, коммуникативная стратегия актера
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-58-95
Танасич С. Сербская грамматика сегодня
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы изучения грамматики сербского языка в течение последних пятидесяти лет, приблизительно с семидесятых годов прошлого века по настоящее время. Семидесятые годы прошлого века представляют собой период, когда изучение сербского языка продолжало послевоенную традицию, а одновременно в эти годы в научный оборот вводятся и результаты новых лингвистических исследований, рассматриваются явления, которые раньше не были предметом внимания сербской науки. Это также время, когда в изучение сербской грамматики включаются новые, молодые кадры, работающие по сей день. Цель работы – представить самые значимые результаты изучения грамматики сербского языка и подчеркнуть новизну этих исследований за указанный период.
Ключевые слова
сербский язык, грамматика, морфология, словообразование, синтаксис
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-96-117
Фундаментальные исследования
Потёмкина Е.В., Ружицкий И.В. Homo Increpans: бранная лексика в речи персонажей Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова. Статья вторая
Аннотация
В статье рассматривается номенклатура бранной лексики в романе «Соборяне» и повести «Островитяне» Н.С. Лескова и в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, являющейся одной из характерных особенностей авторского идиолекта. Показывается соотнесенность инвектив с типами персонажей данных произведений, делается предположение о строгом детерминизме их употребления. Обозначаются функции бранных слов. Обнаружено, что в текстах анализируемых произведений Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского существенно преобладает частота инвектив ʻподлецʼ, ʻдуракʼ, ʻтварьʼ, ʻшутʼ и нек. др. Обращается также внимание на высокую частоту употребления слова ʻчертʼ. Изученный материал подтверждает гипотезу о связи, существующей между частотностью инвектив с типом языковой личности. Невозможность идентифицировать себя с каким-то классом или социальной группой, своеобразная социальная шизофрения влечет за собой брань, агрессивность и нервозное, часто раздвоенное состояние, создает особый тип языковой личности – Homo Increpans («человек ругающийся»). Подтверждается идея о том, что к Homo Increpans относятся и сами авторы, Ф.М. Достоевский и Н.С. Лесков: активное использование инвектив в разножанровых текстах, не только художественных, существенным образом характеризует их идиостиль. С целью сравнения особенностей употребления инвектив у разных авторов вводится понятие текстового ассоциативного поля, даются фрагменты такого рода полей в романе «Соборяне» и повести «Островитяне» Н.С. Лескова и в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского.
Ключевые слова
идиолект, бранная лексика, инвектива, Достоевский, Лесков
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-119-139
Ковтун Е.Н. Социология фантастики: наблюдения в рамках фантастоведческих курсов в МГУ имени М.В. Ломоносова
Аннотация
В первой части статьи, опубликованной в первом номере журнала Stephanos за 2019 г., мы начали обобщение и анализ статистических данных, собранных нами в процессе чтения в 2013–2017 гг. в МГУ имени М.В. Ломоносова межфакультетских курсов фантастоведческой проблематики. Были приведены данные о составе слушателей МФК, понимании ими термина «фантастика», прокомментированы названные слушателями имена любимых писателей-фантастов и перечни фантастических произведений, получивших у студентов наивысшую оценку. Во второй части публикации мы суммируем и анализируем информацию о предпочитаемых слушателями МФК типах фантастики и обобщаем их представления об «идеальном» фантастическом тексте, сформулированные в том числе в виде советов и пожеланий современным писателям-фантастам.
Ключевые слова
литературная фантастика, фантастоведение, межфакультетские курсы МГУ имени М.В. Ломоносова
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-140-158
Материалы и сообщения
Володина М.Н. Термин как языковое выражение специального понятия
Аннотация
Статья посвящена определению сущности термина как языкового выражения специальных понятий. Формирование нового понятия, осуществляется, как правило, на базе имеющегося языкового материала. Проведенное исследование позволяет утверждать, что термин, как языковое выражение специальных понятий, является основным инструментом профессионально-научной деятельности.
Ключевые слова
термин, специальное понятие, коммуникация, двуединая сущность термина как единицы языкового и профессионально-научного знания
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-160-166
Ничипоров И.Б. Герои современного романа в поисках себя: «Безбожный переулок» Марины Степновой
Аннотация
Статья обращена к малоисследованному современному литературному материалу – роману Марины Степновой «Безбожный переулок» (2015) – как явлению психологической прозы. Анализируются проблематика произведения, образы центральных персонажей, выведенных на фоне меняющегося исторического времени и находящихся в процессе самоидентификации; уделено внимание мистическим аспектам художественного содержания.
Ключевые слова
современная русская литература, психологический роман, Марина Степнова, личностная самоидентификация
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-167-172
Стефанчиков И.В. The Southern Star / La Estrella del Sur (1807): британское присутствие в Монтевидео и язык оккупации
Аннотация
В статье исследуется дискурс двуязычной газеты The Southern Star / La Estrella del Sur, издававшейся в период британской оккупации Монтевидео в 1807 г. Появление данного периодического издания рассматривается в контексте британских вторжений в Рио-де-ла-Плату как один из первых эпизодов насыщенных британско-уругвайских отношений. Анализируется «язык оккупации» – совокупность языковых средств и тактик манипуляции, используемых в пропагандистских целях. Особое внимание уделяется принципам построения образов Испании и Великобритании, а также использованию эпистолярного жанра для легитимации проанглийского дискурса.
Ключевые слова
испанский язык, Уругвай, Великобритания, Испания, пресса, наполеоновские войны
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-173-183
Ковязина А.Н. Роль античных аллюзий в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Аннотация
В английской литературе конца XIX в. нашли отражение идеи символизма, особенностью которого стал повышенный интерес к мифам и легендам античности. В романе О. Уайльда античные сюжеты, вплетенные в повествование, с одной стороны, получают новую интерпретацию, а с другой – участвуют в создании образа главного героя Дориана Грея, имя которого стало символом цветущей молодости и божественной красоты в европейской культуре, но одновременно – одним из косвенных способов выражения авторской оценки героя.
Ключевые слова
О. Уайльд, «Портрет Дориана Грея», античные аллюзии, образ, символизм, эстетизм
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-184-190
Зотов Н.В. Жанрово-тематическое своеобразие очерка В.Г. Короленко «Григорий Борисович Иоллос»
Аннотация
В статье исследуется художественно-публицистическая специфика очерка В.Г. Короленко «Григорий Борисович Иоллос», напечатанного в газете «Русское богатство», и своеобразие приемов автора-очеркиста. Автор статьи выделяет художественные черты данного очерка: внимание к деталям, образы-символы, типизацию. Проанализировав своеобразие художественного метода Короленко, автор приходит к выводу, что публицист, объединяя элементы разных жанров – некролога, публицистического жанра портрета в газете и художественного жанра литературного портрета, построенных по форме древнегреческого энкомиона, через художественный образ доносит до читателя свои мысли в условиях жесткой цензуры. Короленко убеждает читателя в значительной роли творчества журналиста Г.Б. Иоллоса для российской общественности и правоте своей этической концепции – о необходимости соблюдения прав и свобод любой личности, независимо от вероисповедания и происхождения.
Ключевые слова
гуманизм, портретный очерк, некролог, литературный портрет, деталь, образ-символ, типизация
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-191-196
Марченко Е.Г. Имитация спонтанной устной речи в пьесах сиенских комедиографов XVI века
Аннотация
Статья посвящена имитации спонтанной устной речи в пьесах сиенских комедиографов XVI в. (А. Пикколомини и других членов сиенской Академии Оглушенных). Рассматриваются языковые средства, используемые авторами для передачи на письме особенностей разговорного узуса. Приведены примеры морфологических и синтаксических средств, ассоциирующихся с неформальным устным дискурсом. Сделан вывод о превалирующей прагматической маркированности большинства явлений разговорной речи в сценическом исполнении.
Ключевые слова
итальянский язык, итальянский язык в XVI веке, язык итальянской драматургии, разговорная речь, прагматика
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-197-203
Халилова Г.А. Ситуативная модальность и лексические средства ее выражения как объект корпусных исследований
Аннотация
Статья посвящена лексическим средствам выражения одного из основных видов модальных значений ‒ ситуативной модальности в русском языке. Объектом данного исследования выступает лексико-семантическое поле «ситуативная модальность», а предметом исследования являются лексические единицы, входящие в это поле в русском языке, и их употребление в «Корпусе текстов А.С. Пушкина» ЛОКЛЛ (Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического ф-та МГУ).
Итак, в данной статье рассматривается та часть модальной информации, которую можно назвать «ситуативной модальностью». В статье представлены результаты практического исследования, целью которого было составление предварительного списка лексических средств, способных передавать нужную информацию, и разбиение его единиц по микрополям. Выявлены основные проблемы, возникшие при анализе полученного исходного словника.
Помимо этого, в статье описаны и представлены результаты корпусного исследования состава и употребления средств обозначения ситуативной модальности (на материале Корпуса А.С. Пушкина ЛОКЛЛ); результаты по проведению предварительной работы по анализу особенностей употребления в текстах Пушкина существительных, именующих микрополя поля «ситуативная модальность» (возможность, невозможность, необходимость, желание, желательность, нежелательность), где была представлена и частотность данных существительных, а также выявлены некоторые особенности сочетаемости с предикатами. Была также представлена частотность основных предикатов, представляющих микрополя: хотеть, мочь и быть должным. Далее был проведен анализ полученных результатов.
Ключевые слова
модальность, ситуативная модальность, корпус текстов, микрополе, возможность, желательность, необходимость, ЛОКЛЛ, база данных
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-36-4-204-213