Статьи
Ничипоров И.Б. «Золотые долины»: о новой повести Романа Сенчина
Аннотация
Статья представляет один из первых откликов на литературную новинку – повесть Р. Сенчина «Золотые долины» (2021). Рассмотрены социально-психологические аспекты проблематики, образы героев, панорамное изображение региональной жизни страны за последние десятилетия. Особое внимание уделено сознанию центрального персонажа – двадцатилетнего студента-геолога, проницательного аналитика личного, семейного и социального опыта.
Ключевые слова
современная проза, образ молодого героя, национальное сознание, история и современность
DOI: 10.24249/2309-9917-2021-49-5-7-12
Мещеряков С.Н. Иво Андрич: послание человечеству (к 60-летию присуждения Нобелевской премии)
Аннотация
В статье рассматривается концепция мира и человека в творчестве Иво Андрича. Ощущение трагизма действительности, присущее писателю, вызывает у него сочувствие человеку. При этом в его произведениях ясно выражено стремление к преодолению власти времени и единению людей при помощи сквозного образа моста.
Ключевые слова
Иво Андрич, трагическое мироощущение, модель мира, образ моста, единение человечества
DOI: 10.24249/2309-9917-2021-49-5-13-17
Громова М.М. Трансформация образа Японии в журнале «Мурзилка» в ХХ в.
Аннотация
В статье анализуются и систематизируются материалы, посвященные Японии, представленные в детском литературно-художественном журнале «Мурзилка» на протяжении ХХ в. Прослеживается эволюция образа Японии на страницах журнала с учетом исторической обстановки, советско-японских отношений, развития межлитературных связей, тенденции к устранению политической риторики из детской периодики.
Периодичность, тон и количество подобных публикаций в «Мурзилке» позволяют выделить три основных периода интереса к Японии не только в журнале, но и – шире – в советской периодике, тенденциям которой он всегда следовал, отражая конфликты эпохи, настроения и интересы общества. Каждый период характеризуется значительным изменением образа Японии.
В период японской оккупации Маньчжурии и Хасанских боев, а также после войны с Японией абстрактные «японцы» представлены как агрессоры, фашисты, посягающие на советские границы. Подчеркивается классовая природа японско-китайских конфликтов.
В эпоху «оттепели» Япония оказывается страной с интересной и своеобразной культурой. Публикуются стихотворения и песни японских поэтов, сказки, описания народных праздников и быта, «бумажного театра» камисибай.
В первое десятилетие после распада Советского Союза Япония завораживает читателей «Мурзилки» единством материальной и духовной культуры, представленным в икэбана, оригами и чайной церемонии. Это страна, существующая вне времени, а основу жизни японцев составляют древние традиции и изысканные праздники.
Ключевые слова
детская журналистика; журнал «Мурзилка»; образ Японии; образ Японии в России; детская периодика
DOI: 10.24249/2309-9917-2021-49-5-18-24
Материалы и сообщения
Чириков М.А. Пароходы в жизни и творчестве Е.Н. Чирикова
Аннотация
Образы волжских пароходов занимают важное место в произведениях Е.Н. Чирикова (1864–1932), написанных им как до революции, так и в эмиграции. Внимание и любовь писателя к этому виду водного транспорта объясняется не только его биографией (Чириков родился и вырос на берегах Волги, много путешествовал по ней и т.п.), но и убежденностью в особой роли Волги, которую эта главная водная артерия России всегда играла в судьбе страны и народа. Поэтому пароход в прозе Чирикова предстает как своеобразный духовный центр, а среди его пассажиров наибольший интерес автора вызывают паломники и богомольцы из крестьянской среды, чьи молитвы, духовные споры, песни, легенды и сказания отражают, по убеждению писателя, устремленность народного сознания к «Правде Божьей». Им противопоставлена «чистая публика» из 1 класса, описание которой отражает не только критический взгляд автора на несправедливое, по его мнению, социальное устройство современного ему общества, но и его тревогу, вызванную утратой представителями высших слоев живого религиозного чувства и духовно-нравственных идеалов, без которых, как показала история, невозможно существование самой России.
Ключевые слова
волжский мир, пароход, образ капитана, фольклор, духовность, русский национальный характер, Валаам, автобиографизм, эпистолярий
DOI: 10.24249/2309-9917-2021-49-5-26-35