Статьи
Белова Т.Н. Биографическая составляющая как жанровая основа романов В. Набокова о русской эмиграции
Аннотация
В статье анализируется значение биографического фактора и его жанрообразующая роль в романах В. Набокова-Сирина, в которых освещается тема русской эмиграции в Европе и США и которые, как правило, зиждутся как на событиях его собственной жизни, так и на биографиях реально существовавших прототипов их персонажей. Биографическая составляющая сохраняет свою значимость не только в произведениях мемуарного характера. Так, например, в романе «Дар» она находит свое художественное воплощение в изображении индивидуального сознания героя-творца, Ф. Годунова-Чердынцева, своеобразном alter ego автора. А в «Защите Лужина», передавая герою некоторые яркие впечатления своего детства и юности, а также неодолимую тягу к шахматной игре, Набоков при создании его образа и в процессе развития действия романа все же очевидно основывается на биографии другого прототипа – шахматного чемпиона России А. Рубинштейна. В американском романе «Пнин» пародийный двойник и тезка писателя, известный литератор Владимир Владимирович, от имени которого ведется повествование, беззастенчиво вторгается в жизнь главного героя, вначале бездумно лишая его возлюбленной, а затем несколько лет спустя занимает его место на университетской кафедре. Образ автора гротескно раздваивается и в больном сознании псевдописателя В.В. Мак-Наба («Смотри на арлекинов!»), параноидально отождествляющего себя с недосягаемым известным романистом В.В. Поэтому, создавая свое сюрреалистическое жизнеописание, он включает в него… переименованные, переиначенные на свой лад и пародийно искаженные известные романы Набокова, выдавая их за свои собственные. Таким образом, события реальной жизни автора, как и многочисленных прототипов его героев, являются животворным источником создания как жанровых и сюжетных коллизий, так и самих незабываемых образов набоковских романов о русской эмиграции.
Ключевые слова
биографический фактор, сюжетно-жанровые коллизии, образы и прототипы, русская эмиграция
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-11-19
Ничипоров И.Б. Современность глазами подростка: повесть Р. Сенчина «Чего вы хотите?»
Аннотация
Статья обращена к современному литературному материалу – повести Р. Сенчина «Чего вы хотите?» (2013), где через речь, миропонимание, наблюдения, оценки 14-летней московской школьницы из многодетной писательской семьи доносится бурление общественно-политической жизни в России конца 2011 – начала 2012 гг. Рассмотрены художественное воплощение поколенческой проблематики, драматургичная повествовательная ткань произведения, передающая многоголосую панораму современности.
Ключевые слова
современная проза, образ подростка в литературе, повседневность как текст, общественно-политическая проблематика
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-20-27
Умнягин. В. Соловки в творчестве советских и несоветских писателей (на материале лагерной прозы Я.А. Бухбанда и Б.Н. Ширяева)
Аннотация
Яков Арнольдович Бухбанд (1893–1938) – высокопоставленный сотрудник советских силовых структур, который в феврале-декабре 1933 г. был начальником Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). Позже он описал этот период своей жизни в набросках к неопубликованному роману «Соловки», который в настоящее время находится на хранении в архиве А.М. Горького в Институте мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук и недоступен широкому кругу читателей. Борис Николаевич Ширяев (1889–1959) является одним из наиболее известных и плодотворных бытописателей СЛОНа; он начал создавать свои произведения еще во время заключения в 1923–1927 гг. Биографии авторов могут служить визитной карточкой эпохи революционного преобразования общественного строя и самых неожиданных поворотов в судьбе участников этого исторического процесса. Произведения этих людей отражают специфику советской пенитенциарной системы и раскрывают особенности художественной традиции описания Соловецкого архипелага, которая уходит корнями во времена основания беломорской обители и включает разные подходы к художественному осмыслению данного религиозно-исторического места.
Ключевые слова
Соловки, Соловецкий лагерь, Бухбанд, Горький, Пришвин, Ширяев, «перековка»
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-28-46
Сергеев А.В. Творческая эволюция Йоханнеса Йоргенсена
Аннотация
В настоящей статье рассматривается идейно-творческая эволюция датского поэта-символиста, прозаика и теоретика искусства Йоханнеса Йоргенсена: от радикально-демократических убеждений юности, через пантеизм, веру в вечное, составивших основу его символистского искусства, к специфически христианскому способу мышления с присущей ему системой духовно-нравственных ценностей.
Ключевые слова
творческая эволюция, радикально-демократический, пантеизм, символистское искусство, христианский способ мышления
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-47-57
Веляновска К., Мирчевска-Бошева Б. Човекот низ призма на фитонимијата (врз фразеолошки материјал од македонскиот и од рускиот јазик)
Аннотация
Растителниот свет претставува еден од најзначајните сегменти од природата и тоа нашло свој одраз во митологијата, културата, литература и секако во јазикот. Целта на овој труд е да се разгледа еден мал сегмент од растителниот свет врз фразеолошки материјал од македонскиот и од рускиот јазик за да се воочат разликите и сличностите во перципирањето на овој дел од објективната стварност кај носителите на двата јазика.
Растительный мир является одним из важнейших элементов природы. Он нашел свое отражение в мифологии, культуре, литературе и, конечно же, в языке. Целью данной работы является рассмотрение небольшого отрезка растительного мира на фразеологическом материале из македонского и русского языков, чтобы увидеть различия и сходства в восприятии этой части объективной действительности у носителей обоих языков.
Ключевые слова
фразеология, характеристики человека, дерево, македонский язык, русский язык
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-58-64
Десятова М.Ю. Виртуальная жизнь миноритарных балкано-романских языков
Аннотация
В эпоху цифровых и информационных технологий миноритарные языки, особенно те, что находятся под угрозой исчезновения, по всей видимости, получают новый шанс на выживание. В докладе рассматривается деятельность современных ревнителей балкано-романских языков в соцсетях, их инициативы и активность по продвижению и использованию своих языков не только в виртуальном, но и в реальном пространстве. Тематические группы в Facebook (12 арумынских, 2 мегленорумынские и 1 истрорумынская) свидетельствуют о жизнеспособности исчезающих языков в современном мире, невзирая на нивелирующие тенденции глобализации. Анализ контента, представленного в соцсетях, позволяет составить общее представление о состоянии миноритарных балкано-романских языков в настоящее время, заметить главные тенденции в программах по их продвижению и сделать выводы об их функциональности.
Ключевые слова
миноритарные языки, арумынский, мегленорумынский, истрорумынский, угроза исчезновения, социальные сети, жизнеспособность
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-65-73
Фундаментальные исследования
Поспишил И. Русский роман как нежеланный ребенок русской литературы
Аннотация
Автор настоящей статьи демонстрирует роль жанра романа в русской литературе; он характеризует ее как особую Hassliebe, которая стала парадоксальной причиной его всемирной известности: под давлением психосоциологических факторов‚ связанных с заново функционирующей категорией ‘читатель’‚ без романа нельзя было обойтись‚ но в России в силу нeзакончeнного процeсса сeкуляризации (именно в этом‚ на наш взгляд‚ коренятся причины частого утверждения о будто бы рeлигиозном характeрe русской литературы) роман воспринимался вродe нeжeланного ребенка. Особая траектория его развития показывается на примере некоторых ключевых произведений.
Ключевые слова
генезис романа, роман в русской литературе, незаконченная секуляризация, особый характер русского романа
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-75-93
Виноградов И.А. «Повесть моего авторства» Гоголя как полемика (продолжение «Выбранных мест из переписки с друзьями»)
Аннотация
Ставится проблема названия полемического сочинения Гоголя, написанного в 1847 г. Это неозаглавленное и опубликованное уже после смерти писателя произведение по традиции носит до сих пор редакторское название <Авторская исповедь>. В статье исследуются разнообразные идейно-художественные аспекты гоголевского сочинения. Устанавливается, что «повесть... авторства» Гоголя носит не «исповедальный», а по преимуществу учительный характер и подчинена особому проповедническому замыслу. В ней писатель полемизирует с своими оппонентами-западниками, выступая за патриотическое, государственно ориентированное служение. Автобиографическая часть в сочинении играет роль личного примера в утверждении религиозно-патриотических ценностей. Как в предшествующей книге – «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), Гоголь продолжает наставлять либерально-западническую аудиторию. Новое сочинение является развитием и упрочением идей опубликованной книги. Неточное заглавие затрудняет понимание авторского замысла и не способствует постижению того, что это произведение является программным изложением творческих принципов художника, главный из которых – «служить земле своей». Задача объяснения и апологии «Выбранных мест из переписки с друзьями» является здесь главенствующей. Отмечены многочисленные черты, отличающие гоголевское сочинение от церковного таинства исповеди, а также от жанра исповеди литературной. Прослеживается история происхождения редакторского названия, предлагается новое заглавие – <Авторская апология>. Детально обозначены особенности религиозно-пастырского подхода Гоголя к своим критикам. Указывается, что христианский тон примиряющего ответа определил выбор Гоголем в качестве средства проповеди своей писательской автобиографии. Уточняется время создания полемического сочинения и его связь с другими произведениями писателя.
Ключевые слова
Гоголь, биография, автобиография, творчество, критика, исповедь, проповедь, апология, проблема жанра, интерпретация, авторский замысел, духовное наследие
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-94-127
Материалы и сообщения
Котовская Д.О. Роль и значение образа-символа огня в творчестве Л.Н. Андреева
Аннотация
Статья посвящена исследованию содержания образа-символа огня в творчестве Л.Н. Андреева. Базой для анализа стали произведения писателя, принадлежащие к разным этапам его творческого пути («Загадка», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Бездна», «Набат», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского»). Результаты исследования показывают, что Л.Н. Андреев, выражая традиционное представление об огне как символе сильной эмоции в ранней прозе, в поздних произведениях наполняет этот образ-символ принципиально новым содержанием, связывая его с безумием, трактуемым писателем в романтическом ключе. Проводится параллель с новеллой «Песочный человек» Э.Т.А. Гофмана, наполняющим образ-символ огня схожим содержанием. В контексте эпохи и отечественной традиции Л.Н. Андреев оказывается ближе к группе художник129ов, трактующих образ огня как символ разрушения, апокалипсиса, дьявола (Ф. Сологуб, А. Блок, И. Бунин).
Ключевые слова
Леонид Андреев, образ огня, безумие, романтизм, символ
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-129-136
Апалькова Е.С. Рецепция традиций Э.Т.А. Гофмана в повестях А. Чаянова и А. Погорельского
Аннотация
В статье рассматриваются «Романтические повести» А. Чаянова в русле традиций русского романтизма XIX в., а также в соотношении с творчеством немецкого романтика – Э.Т.А. Гофмана. Основной акцент сделан на сопоставлении повестей А. Чаянова и А. Погорельского как основоположника гофмановской традиции в русской литературе. Сравниваются произведения Чаянова и Погорельского с «Золотым горшком» Гофмана. Показаны общие характерные для литературного романтизма мотивы и образы, такие как противостояние мира реального и потустороннего, двойничество, героини-куклы, фантастические элементы в пространстве реального города. Выявляются различия в обращении Чаянова и Погорельского к прозе Гофмана.
Ключевые слова
Гофман, двойники, «Золотой горшок», Калло, кукла, «Лафертовская маковница», Лефортово, магический, Москва, Погорельский, романтизм, романтическая повесть, Чаянов
DOI: 10.24249/2309-9917-2022-52-2-137-147