2014 № 3 (5)
Смирнов А.А.
Пушкин и труды пионеров европейских компаративистов начала XIX века (по материалам библиотеки поэта)
Аннотация
Проблема «Пушкин и книга» остается важной и для сегодняшнего исследования, великий поэт тщательно следил и оценивал все новое в литературном процессе своего времени. Следы концептуальных размышлений Пушкина о литературе, о его суждениях по поводу искусства поэзии рассматривались в таких значительных трудах, как статьи Б.В. Томашевского (собраны частично в сборнике «Пушкин и Франция». М., 1960), в работе С.М. Бонди «Историко-литературные опыты Пушкина (Литературное наследство. Т. 16–18. М.; Л., 1934. С. 421–442). Наконец необходимо назвать капитальную энциклопедию, составленную сотрудниками ИРЛИ РАН, «Пушкин и мировая литература: Материалы к «Пушкинской энциклопедии» (СПб., 2004). В ней представлен обширнейший фактический материал о литературных взаимосвязях Пушкина и европейских литератур.
Для данной работы важно выделить основные фигуры пионеров сравнительного литературоведения начала ХIХ века, которые привлекли внимание Пушкина, имеются в его библиотеке и оказали определенное воздействие на формирование и развитие его взглядов на современный литературный процесс. Описание библиотеки поэта, предпринятое Б.Л. Модзалевским (СПб., 1910), стало фундаментом для дальнейших исследований. Состав библиотек великих поэтов свидетельствует об исключительной широте и многоплановости их интересов. В ней есть книги по статистике, философии, этнографии, естествознания, юриспруденции, языковедения, многотомные работы ученых историков и литературных критиков. Библиотека частично отвечает на вопрос, какие проблемы истории литературы и культуры европейских народов были в центре его внимания. Перед нами предстает своеобразная «история мировой литературы», это и пример глубокой переработки литературного наследия многих веков. Много ценнейших сведений содержит его переписка, свидетельствующая о глубоком проникновении в суть литературных процессов в Европе. Не находя образцов в русской критике, Пушкин часто обращал свои взоры на Запад. В статьях и письмах он ссылается на эстетику А. Шлегеля, Лессинга, Винкельмана. Глубоко он проник в проблематику шекспировских творений благодаря Гизо, Летурнеру. Мнения французских и английских критиков в европейских литературно-политических журналах и газетах имели подчас решающее влияние. Общеизвестно, что критическое дарование Пушкина не раскрылось в полной мере, так как все затмили шедевры его поэзии.
В рамках романтически ориентированного литературоведения появляются работы сравнительно-исторического характера «Литература стран южной Европы» Сисмонди, «Курс всеобщей литературы» Лемерсье, «Курс французской литературы» Вильмена, «Исторический и критический обзор французской поэзии и театра в 16 веке» Сент-Бева. В Англии появились «Лекции о Шекспире» Колриджа, его же «Литературные биографии»; важное место занимают исторические труды по литературе В. Скотта, У. Хэзлитта, Ч. Лэма (в журнале London Magazine), Т. Карлейля (о немецкой литературе). Важнейшей фигурой в этот период выступает госпожа де Сталь (трактат «О влиянии страстей на счастье людей и народов»).
Выдающимся деятелем раннего этапа французской компаративистики был А.Ф. Вильмен – и как историк и как критик. Он принадлежал к блестящей плеяде учеников Руайе-Коллара. Среди которых уже упоминавшиеся Гизо, Тьерри. Будучи профессором «Нормальной школы», он вслед за Женгене пропагандировал необходимость изучения французского средневековья в контексте мировой литературы, тем самым поддерживая тезис госпожи де Сталь об изучении каждой национальной литературы в сопоставлении с соседними европейскими (английской, немецкой).
Пушкина интересовали связи, изменения, общности и различия между национальными литературами Европы, то, что осуществлялось поверх языковых границ. Шекспир был в центре его внимания как литературный феномен, обусловленный своим сверхнациональным значением. Влияние и воздействие таких мировых величин, как Гомер, Данте, Мольер, Гете он ощутил в своем творчестве. Проблема ценностей в литературе, осмысляемая ведущими литературными критиками и писателями Европы, также формировала его культурно-исторический горизонт.
Ключевые слова
Пушкин, компаративистика, французские критики и историки литературы начала XIX века, английские журналы, немецкая эстетика