2016 № 6 (20)
Жучкова А.В.
VAK-анализ как способ исследования психофизиологического компонента поэтической речи
Аннотация
При всем многообразии употребляемых в научной литературе обозначений органолептических особенностей художественной речи, мы все же не располагаем сегодня ни единым тезаурусом суггестивных явлений, ни инструментарием их анализа. Мы считаем, что для профессионального исследования суггестивных свойств поэтической речи необходима опора на знания подсознательных психических процессов. В связи с чем представляется обоснованным обращение к опыту смежных наук. Так, словарь нейролингвистики предоставляет нам четкие и емкие обозначения основных репрезентативных модальностей: визуальная, аудиальная, кинестетическая – сокращенно VAK. Использование терминов и методов VAK-анализа в литературоведении позволяет унифицировать многообразную органолептику современных исследований и является инструментом для получения новых данных об особенностях поэтической речи. Выявление ведущей сенсорной модальности речи поэтов позволяет по-новому взглянуть на их творчество. В частности, установлено, что в поэзии Мандельштама доминирует практически чистый кинестетический код: 75% кинестетических предикатов по отношению к предикатам других модальностей, что позволяет иначе взглянуть на особенности образной системы и некоторые закономерности восприятия лирического текста поэта. Также в ходе проведенных исследований была обнаружена прямая зависимость между ведущей репрезентативной системой читателя и репрезентируемой сенсорной модальностью предпочитаемого им поэта.
Ключевые слова
VAK-анализ, визуальный, кинестетический, аудиальный, Мандельштам, суггестия, поэзия, лирика, подсознание