2018 № 1 (27)
Мирвода Т.А.
Детский современный фольклор как объект психолингвистического эксперимента
Аннотация
В статье представлены основные цифры и результаты психолингвистического эксперимента, проведенного нами 30 ноября 2016 г. в рамках занятия по современному городскому фольклору у I курса бакалавриата филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Вместо картинок-иллюстраций, характерных для подобного рода исследований, в качестве опорного инструментария были задействованы тексты современного детского фольклора, специально выбранные из личного репертуара автора.
Прежде уже проводились психолингвистические эксперименты с использованием фольклорных материалов, однако наш опыт от них принципиально отличается тем, что, помимо собственно психолингвистических, преследовал также педагогические и фольклористические цели. Использованные в проведенном эксперименте фольклорные тексты оказались не только инструментами, но и одновременно объектами исследования.
Полученные результаты показали, что: 1) продемонстрированные тексты и жанровые формы не имеют жестких ареалов бытования; 2) одни из них более распространены, чем другие; 3) каждый жанр имеет определенную возрастную аудиторию; 4) произведения, аналогичные показанным по форме или содержанию, присутствуют и в репертуаре более молодого (по сравнению с исследователем-информантом) поколения.
Ключевые слова
фольклор, современный фольклор, детский фольклор, психолингвистика, психолингвистический эксперимент, эксперимент, психофольклористика, лингвофольклористика