2019 № 3 (35)
Лочмелис Е.Р.
Проблема сюжетного инварианта в поздней прозе Н.М. Карамзина
Аннотация
В статье рассматриваются процессы трансформации сюжетной модели романа Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», которую Карамзин делает основой своих произведений, созданных в 1799–1803 гг., и таким образом формирует единое содержательное ядро, сюжетную константу, или сюжетный инвариант, трех текстов рассматриваемого периода: «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь», «Чувствительный и холодный». Доказывается, что причины, по которым Карамзин занимается обработкой такой простой сюжетной схемы, как руссоистский любовный треугольник, носят одновременно историко-литературный и автобиографический характер. Кроме того, в данной статье проанализированы методы включения жизненного материала – поразительно созвучных романам Руссо фактов биографии самого Карамзина – в пространство художественного текста; рассмотрена также специфика работы Карамзина с реальными и литературными прототипами.
Ключевые слова
Карамзин, Руссо, инвариант, сюжет, модель, композиция, трансформация, автобиографизм прозы