Статьи
Кончаревич К. Вклад профессора Александры Вранеш в популяризацию сербской лингвистической русистики в России
Аннотация
Статья посвящена деятельности профессора доктора филологических наук Александры Вранеш по ознакомлению российской и зарубежной славистической общественности с историей и современными достижениями сербской славистики. Рассматривается ее работа по редактированию книг из библиотеки «Язык и литература», изданных на русском языке в четырех сериях под общим названием «Труды по языку и литературе» филологическим факультетом Белградского университета в 2015 г. Автор рассматривает значение издания книги «Русский язык в исследованиях сербских славистов» и анализирует работу Александры Вранеш как главного редактора и составителей (академик Предраг Пипер, проф. д-р Ксения Кончаревич), отмечая ее высокий профессионализм, опыт и готовность оказать любую помощь коллегам.
Ключевые слова
сербская русистика в международном контексте, историческая и современная лингвистическая русистика в Сербии, книга «Русский язык в исследованиях сербских славистов», редакторская работа Александры Вранеш, Александра Вранеш (1960–1925)
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-7-14
Ранкович З., Ачимович М. Заметки об исследовании сербских рукописей и старопечатных книг
Аннотация
Сербские средневековые рукописи и старопечатные книги, разбросанные по библиотекам и архивам по всему миру, представляют собой значимую часть национального культурного наследия, доступ к которому был затруднен пространственными и временными ограничениями. В данной статье представлены результаты исследований таких материалов и определены долгосрочные цели цифровизации культурного наследия. В ходе исследований с помощью инновационных технологий были обработаны несколько сотен сербских средневековых рукописей, печатных книг и архивных материалов из международных коллекций. Инновационные технологии доказали свою эффективность в сохранении и представлении обладающих культурной ценностью материалов.
Ключевые слова
средневековые рукописи, старопечатные книги, культурное наследие, библиотечные фонды, оцифровка, Библиотека Сербского Патриархата, Православный богословский факультет Белградского университета
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-15-25
Неизвестный доклад С.Н. Смирнова о культурных гнездах в России (пуб. Ичин К.)
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-26-35
Окилова Х.А. К вопросу о морфологических особенностях арабских наречий в персидской поэзии Мухаммада Икбала
Аннотация
В данной статье исследуются морфологические особенности и функциональная интеграция арабо-производных наречий в поэзии Мухаммада Икбала. Рассматриваются процессы интеграции, реграмматикализации и стилистического использования этих наречий и раскрывается их роль в формировании самобытного поэтического языка Икбала. Результаты исследования показывают, что эти наречия не только обогащают персидский лексикон, но и способствуют формированию специфических риторических эффектов, модальных нюансов и усилению чувства классической или философской значимости, вследствие чего они выходят за рамки простого лексического заимствования и становятся неотъемлемой частью эстетической и семантической ткани стихотворения. Таким образом, проведенный анализ подчеркивает лингвистическую слияние, характерное для творчества Икбала, и его значение для понимания исторического взаимодействия арабской и персидской литературных традиций.
Ключевые слова
Мухаммад Икбал, персидская поэзия, арабские наречия, морфологические особенности, языковые заимствования, лексическая интеграция, стилистические функции
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-36-44
Пауткин А.А. К проблеме источниковедческого комментирования автобиографических записок А.Т. Болотова
Аннотация
Статья посвящена вопросам источниковедческого комментирования автобиографического сочинения известного российского просветителя второй половины XVIII в. А.Т. Болотова. Автор записок облек свои воспоминания в распространенную в европейской традиции того времени форму писем. Текст не предназначался для печати, поэтому используемые книжные источники присутствуют зачастую в неявном виде как пересказ, упоминание сочинителя или даже контаминация нескольких источников. Болотов свободно владел немецким языком. Он принадлежал к поколению, сформировавшемуся в период, когда франкофония еще не утвердилась в среде образованного дворянства. Определение некоторых немецких источников затруднено свободной манерой обращения к ним создателя объемного историко-литературного труда. Несколько рассмотренных в статье примеров свидетельствуют о проблемах, возникающих перед современным комментатором этого во многом уникального произведения мемуарной прозы.
Ключевые слова
А.Т. Болотов, мемуарная проза, книжные источники, проблемы комментирования, круг чтения
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-45-51
Ашрапов Б.П. Некоторые теоретические взгляды на морфологико-функциональные особенности английских вводных единиц
Аннотация
В данной статье представлен всесторонний обзор и критический анализ ведущих теоретических взглядов на морфологико-функциональные особенности английских вводных единиц. В статье синтезируются идеи различных лингвистических школ, включая традиционную грамматику, генеративную грамматику, функциональную лингвистику и дискурс-анализ, чтобы исследовать морфологическую классификацию этих единиц и концептуализацию их разнообразных функций (например, установочных, эвиденциальных, соединительных, пояснительных). Благодаря подробному анализу современных исследований в данной статье освещаются продолжающиеся дискуссии об их статусе как факультативных или неотъемлемых компонентов структуры высказывания, об их просодических характеристиках и влиянии на значение предложения и связность дискурса. Анализ подчеркивает необходимость комплексного подхода, учитывающего как формальные свойства, так и прагматическую роль вводных единиц для полного понимания их сложного лингвистического поведения.
Ключевые слова
вводные единицы, английская грамматика, модальные частицы, дискурсивные маркеры, междометия, приложение, синтаксическое отделение, морфосинтаксис, функциональная лингвистика, просодия
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-52-62
Аминджанова Р.Х. Сравнительный анализ морфологических особенностей таджикских абстрактных существительных и их английских эквивалентов
Аннотация
В данной статье представлен сопоставительный анализ морфологических особенностей таджикских абстрактных существительных и их английских эквивалентов. Цель статьи – выявить и систематизировать морфологические модели образования абстрактных существительных в обоих языках, установить сходства и различия в их структуре и функционировании. Использовались методы сплошной выборки, контекстуального и сопоставительного анализа, морфемного анализа. Результаты показали существенные различия в доминирующих способах деривации (в таджикском языке преобладает суффиксация, особенно от глагольных основ; в английском языке – суффиксация от прилагательных и существительных, конверсия), влиянии категории рода на морфологию в таджикском языке, а также специфике семантических групп. Выявленные закономерности вносят вклад в теорию контрастивной лингвистики и могут быть применены в практике перевода и преподавания иностранных языков.
Ключевые слова
абстрактные существительные, морфология, сопоставительный анализ, таджикский и английский языки, деривация, суффиксация, конверсия
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-63-70
Грушевская Е.Г. Отражение традиционных представлений и философских концепций в творчестве итальянского режиссера М. Фраммартино
Аннотация
В статье рассматривается творчество итальянского режиссера Микеланджело Фраммартино, работающего в области видеоарта и кинематографа. В картинах М. Фраммартино можно увидеть отражение мифопоэтического мировосприятия, для которого характерно представление о мире как единстве, где все элементы взаимосвязаны. В картине «Четырежды» режиссер опирается на концепцию метемпсихоза Пифагора, поэтически демонстрируя «перерождение» старика-пастуха в козленка, затем в дерево и, наконец, в уголь. В фильме также присутствует сцена традиционного праздника, в центре которого находится гигантская сосна, символически воплощающая смерть и возрождение. В видеоработе «Деревья» автор воссоздает традиционный карнавал небольшого городка в Калабрии, где жители преображаются в «древесных отшельников», надевая на себя костюм из ветвей и листьев. В своих работах режиссер подчеркивает нерасчлененность мира, единство человеческого и природного, проявляющиеся в архаичном укладе жизни Калабрии и в народных традициях. Для режиссера важно отказаться от антропоцентричности, главенствующей роли человека в мире, что находит отражение как в темах его работ, так и в особенностях съемки.
Ключевые слова
авторский кинематограф, итальянский кинематограф, мифопоэтическое мировосприятие, традиционная культура, Фраммартино
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-71-78
Материалы и сообщения
Азимов Э.А. Теоретико-методические подходы в преподавании китайского языка в начальной школе (на примере специфических лингвистических задач: тона и иероглифы)
Аннотация
В данной статье анализируются теоретико-методологические подходы к обучению китайскому языку (мандарин) в начальной школе (возраст 5–11 лет) с акцентом на специфические трудности, связанные с тональной системой и иероглифической письменностью. Растущий мировой спрос на обучение китайскому языку на уровне начального образования требует переоценки педагогических практик. В исследовании проводится синтез релевантных теорий усвоения второго языка (SLA) и рассматриваются методики, адаптированные для удовлетворения уникальных когнитивных потребностей младших школьников при изучении тонов и иероглифов китайского языка. Анализируется адаптация основных педагогических моделей (CLT, TBLT, CLIL, TPR/TPRS, TELL) для преподавания китайского языка в начальных классах. Целью анализа является создание теоретически обоснованной базы для принятия педагогических решений, разработки учебных программ и подготовки учителей для программ обучения китайскому языку в начальной школе.
Ключевые слова
начальный класс китайского языка, теоретические и методические подходы, преподавание китайского языка, педагогическая практика
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-80-87
Окилова М.А. Способы повышения грамотности студентов технических вузов Республики Таджикистан на уроках русского языка
Аннотация
В статье рассматривается важность повышения грамотности студентов технических вузов Республики Таджикистан при изучении русского языка как ключевой компетенции для успешной профессиональной деятельности. Обосновывается актуальность проблемы на фоне недостаточного уровня навыков владения языком, низкой мотивации студентов и отсутствия квалифицированных преподавателей. Предлагаются разнообразные методы для улучшения грамотности, включая внедрение мультимедийных технологий, создание языковых клубов, проведение вебинаров и семинаров, а также активное использование практического подхода на занятиях. Статья подчеркивает необходимость комплексного подхода и важность создания мотивационной среды для эффективного овладения русским языком, что в конечном итоге будет способствовать успешной карьере молодежи и обеспечению квалифицированных специалистов для экономики страны.
Ключевые слова
грамотность, русский язык, технические вузы, Республика Таджикистан, профессиональная деятельность, студенты, мотивация, мультимедийные технологии, языковая среда, обучение
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-88-96
Мансурова Д.С., Мансурзода Н.М. Влияние персидских и таджикских гуманистических учений на методы преподавания в начальной школе
Аннотация
В современных образовательных учреждениях вопрос гуманизма всё чаще обсуждается в контексте преподавания учебных предметов и проведения воспитательных мероприятий. Идеи гуманизма, воплощенные в трудах выдающихся мыслителей Таджикистана и Персии, играют ключевую роль в воспитании нравственных и гуманистических ценностей у детей. Эти идеи помогают формировать у школьников уважение к личности, ответственность за свои действия и понимание социальной справедливости. В дальнейшем важно продолжать использовать эти богатые традиции для создания образовательных программ, направленных на всестороннее развитие личности учащихся.
Ключевые слова
гуманизм, человеческое достоинство, межличностные отношения, таджикский гуманизм, равенство, свобода, социальная справедливость, воспитание, образовательные учреждения, нравственные качества, традиции, мыслители
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-97-107
Шабуня Ю.Д. Образ дома в романе Ч.Р. Мэтьюрина «Мельмот Скиталец»
Аннотация
Статья посвящена образу дома в романе английского писателя Ч.Р. Мэтьюрина (Charles Robert Maturin, 1780–1824) «Мельмот Скиталец» («Melmoth the Wanderer», 1820). Анализируются особенности пространственной структуры произведения. Выделяются черты готической традиции в описании готического строения. Отмечается влияние религиозной тематики, а также эстетических концепций на образ дома.
Ключевые слова
дом, образ, художественное пространство, готический роман, топос
DOI: 10.24249/2309-9917-2025-73-5-108-114