Статьи
Левшун Л.В. «Традиционная книжность»: к вопросу о содержании и объеме понятия
Аннотация
Автор анализирует понятие «традиционная книжность» в научном дискурсе, отмечая неоправданно широкое, не терминологическое, а, скорее, метафорическое его использование. Причинами тому видятся: 1) произвольное представление об объеме и составе этого понятия, которое, в зависимости от области знаний, может отождествляться и с фольклорными произведениями, и с сакральными текстами, и со средневековой религиозной литературой в целом, и с литературой рефлексивного традиционализма, и с нарративами «готового слова», и т. д.; 2) понимание традиционализма как единой, гомогенной и монолитной, творческой системы, между тем как он предстает как минимум в трех своих модификациях: традиционно-канонической, консервационно-этикетной и имитационно-риторической.
Ключевые слова
традиционная книжность, рефлексивный традиционализм, канон, этикет, риторическая консервация, риторическая имитация
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-9-19
Сергеев А.В. «Карикатура» в творчестве Яльмара Бергмана
Аннотация
В статье рассматривается творческое своеобразие шведского писателя Яльмара Бергмана, создателя оригинальной эстетической концепции, которую он воплотил в своих романах первой трети ХХ в., сочетающих в себе смешное и трагическое, фантастическое и реальное, острый гротеск и психологическую глубину, служивших утверждению идеалов добра и человечности.
Ключевые слова
творческая эволюция, эстетическая концепция, идеалы добра и человечности
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-20-29
Шешкен А.Г. 90-летие основоположника российской македонистики Рины Павловны Усиковой (1933–2018)
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-30-32
Верижникова Е.В. Результативные будущие времена в македонском языке
Аннотация
В работе рассматриваются инновационные формы будущего результативного и будущего результативного в прошедшем, образующиеся с помощью футуральной частицы ќе, вспомогательного глагола има в презенсе и имперфекте соответственно и формы среднего рода причастия на -н/-т. Прежде эти времена считались лишь потенциальными членами системы. Собранный корпус примеров (свыше 600 употреблений) позволяет исследовать их семантику и сделать вывод, что употребление этих форм расширяется.
Ключевые слова
македонский глагол, темпоральная система, перфект, будущие результативные времена
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-33-47
Мирчевска-Бошева Б., Веляновска К. Фразеолошката слика на меѓучовечките односи / Фразеологический образ межличностных отношений
Аннотация
Предмет на интерес на овој труд се меѓучовечките односи и нивното изразување со помош на зоонимните фраземи во македонскиот јазик. Природата и квалитетот на меѓучовечките односи, степенот на соработка, доверба и меѓусебно почитување, специфичната психолошка атмосфера и емоционалната поврзаност меѓу луѓето се обработени според моделот на Видовиќ Болт (Vidovic Bolt 2011: 128–134) каде се опфатени меѓусебното разбирање, рамноправниот однос наспроти омаловажувањето, карањето, озборувањето, измамата, неслогата, телесното казнување, убиството и друго. Целта на овој труд е да се претстави разнообразната и богата слика за меѓучовечките односи создадена со помош на фраземи кои во својот состав имаат зооним, да се утврди механизмот на формирање на значењето во овие единици. /
В статье исследуются межличностные отношения и их выражение с помощью зоонимных фразеологизмов в македонском языке. Характер и качество межличностных отношений, степень сотрудничества, доверия и взаимного уважения, специфическая психологическая атмосфера и эмоциональная связь между людьми обрабатываются по модели Видович Болт (Видович Болт 2011: 128–134), которая включает взаимопонимание, уважительное отношение, с одной стороны, и унижение, брань, сплетни, обман, раздор, телесное наказание, убийство и пр. – с другой. Цель данной работы – представить разнообразную и богатую картину межличностных отношений, создаваемую с помощью фразеологизмов, имеющих в своем составе зооним, определить механизм смыслообразования в этих единицах.
Ключевые слова
фразеологија, зооними, меѓучовечки односи, македонски јазик
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-48-55
Пандев Д. Односот на Рина Усикова кон изворите на руската македонистика
Аннотация
Во рефератот се сублимираат заклучоците на Рина Усикова изложени во нејзиниот реферат «Руската славистика за македонскиот јазик пред неговото кодифицирање» за лингвистичките истражувања на В.И. Григорович, А.М. Селишчев и С.Б. Бернштејн во врска со нивниот интерес за македонскиот јазик во руската славистика вво соодветниот период.
Ключевые слова
социолингвистика анализа, славистика, балканистика, историја на јазикот и културата
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-56-62
Горгиева-Димова М. Пролегомена за современата македонска поезија
Аннотация
Во македонската литература, лирската поезија, во континуитет, има статус на еден од доминантните книжевни жанрови, којшто е атрактивен за автори од различни генерации. Овој текст нуди интерпретативен и типолошки преглед на шест стихозбирки од најновата македонска поезија, објавена во 2021–2022 година. Интерпретативниот фокус е поставен врз тематските, врз структурните, врз композициските и врз јазично-стилските одлики во поезијата на Зоран Анчевски, Ристо Лазаров, Санде Стојчевски, Виолета Танчева-Златева, Даниела Андоновска-Трајковска и Андреј Ал-Асади.
Ключевые слова
македонска книжевност, лирска поезија, интерпретација
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-63-76
Антоновски И. Македонската книжевна стварност по постмодернизмот (сегашноста како иден предизвик на книжевната историја)
Аннотация
Трудот е посветен на случувањата на македонската книжевна сцена во периодот по постмодернизмот, со одделен фокус на поетиките на авторите родени во 70-тите и 80-тите години на XX век. Притоа, одделно се отвора прашањето за поетичката (не)обгрнатост на авторите коишто дебитираа во завршницата и по завршницата на постмодернизмот, при што се анализира дали во актуелниот миг, во македонскиот книжевен простор воопшто може да се препознае одделна стилска формација, но и едновремено, дали навистина постмодернизмот е целосно завршен. Со проследување на развојот на македонската книжевност се анализира и дали воопшто може да се говори за нови книжевни генерации во смислата во којашто книжевната генерација беше претходно перципирана во македонската книжевна историја. Со ова, трудот се надоврзува на согледувањата на Ала Шешкен, во однос на македонската книжевна историја, со коишто таа задира до периодот на постмодернизмот, но потоа следи голем (иден) предизвик – како книжевната наука ќе (може да) ја валоризира актуелната книжевна стварност.
Ключевые слова
македонска книжевност, постмодернизам, постпостмодернизам, актуелни тенденции, книжевна историја
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-77-83
Материалы и сообщения
Каранфиловский М. Поэзия Блаже Конеского в переводе на русский язык [Најновите препеви на руски јазик од поезијата на Блаже Конески]
Аннотация
В статье рассматриваются переводы поэзии Б. Конеского на русский язык. Показано, что, несмотря на некоторые отступления в выборе лексики, стилистических фигур и т. д., мысли, идеи и чувства поэта верно переданы переводчиками и звучат одинаково хорошо как на русском языке, так и на македонском языке.
Ключевые слова
Блаже Конеский, поэзия, перевод
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-85-90
Чиварзина А.И. Пестрый ‘шарен’ в македонском языке
Аннотация
Глубина и яркость понятия «пестрый» обуславливает полисемию лексем, которые используются для обозначения этого признака. В настоящей статье предлагается проанализировать и описать случаи употребления наиболее частотного способа для обозначения разноцветного в македонском языке. Такой лексемой становится дериват от общебалканского корня ‘šara’. Толкования прилагательного ‘шарен’, приведенные в словарях, указывают, что признак пестроты характеризует объект как составленный из разных элементов, украшенный узором или окрашенный разными цветами, неоднородный и разношерстный. Однако найденные контексты свидетельствуют о более широком спектре значений ‘шарен’ в македонском языке.
Ключевые слова
цветообозначения, пестрый, разноцветный, македонский язык, балканославянские языки
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-91-97
Пандева М. Придонесот на Рина Усикова во истражувањата на модалноста во македонскиот јазик
Аннотация
Во овој труд се разгледува придонесот на Рина Усикова во истражувањата на модалноста во македонскиот јазик. Опфатени се текстови од нејзини научни трудови и книги пишувани во периодот од 1985 до 2008 година. Се забележува нејзиниот континуиран интерес кон оваа тема во македонскиот јазик и постигнатиот напредок во истражувањата преку постојаното зголемување на информациите што ги добиваме од нејзините статии. Главен интерес на Усикова претставуваат начините: индикатив, императив, кондиционал, конјунктив, категоријата засведоченост / незасведоченост и употребата на да-конструкцијата со модални глаголи. Таа не ги заобиколува и модалните зборови. Текстот претставува синтеза на нејзините истражувања и заклучоци за модалноста во македонскиот јазик.
Ключевые слова
модалност, македонски јазик, да-конструкција, модални глаголи
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-98-102
Митић А. Преглед акценатских одлика призренско-тимочких говора и истраживањe места акцента у говору села Стајковца
Аннотация
Рад се бави изучавањем места акцента у говору становника села Стајковца, као и приказом најзначајнијих акценатских одлика призренско-тимочких говора. Циљ овог рада је да утврдимо место акцента у говору становника овог дела општине Власотинце. За потребе овог рада снимили смо говор укупно дванаест испитаника. Ти испитаници су били подељени у две старосне групе, са по три испитаника мушког и женског пола. На основу приложених резултата можемо закључити да се у већини врста речи, уз издвојене изузетке, акценат налази на старом месту. Није долазило до већих померања у месту акцента када посматрамо старосне групе, али можемо закључити да се чешће јављају изузеци код говорника млађих од 40 година. Повремено се јављају разлике између испитаника различитог пола у оквиру истих старосних група, али оне нису честе, па то можемо приписати говорној ситуацији.
Ключевые слова
призренско-тимочка говорна област, призренско-јужноморавски дијалекат, општина Власотинце, село Стајковце, место акцента, старосне и полне групе испитаника
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-103-116
Довгий О.Л. Пушкин читает графа Хвостова – граф Хвостов читает Пушкина
Аннотация
Статья продолжает серию публикаций автора о творчестве графа Д.И. Хвостова и представляет собой набросок к большой работе, посвященной рецепции русской литературы, отразившейся в хвостовской поэзии. О личных и творческих отношениях А.С. Пушкина и Хвостова существует обширная литература. В настоящей статье представлены некоторые текстуальные переклички двух поэтов, которые могут стать началом новых интерпретационных путей.
Ключевые слова
А.С. Пушкин, граф Д.И. Хвостов, метод параллельного чтения текстов
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-117-125
Кузиева Н.М., Шодиходжаева М. Сравнительный анализ морфологических особенностей указательных местоимений в таджикско-арабских языках
Аннотация
Статья посвящена вопросу сравнительного анализа морфологических особенностей указательных местоимений в таджикско-арабских языках. Отмечается, что вопрос о подгруппировке местоимений в сопоставительных языках считается одним из важнейших, поскольку в таджикском языкознании рассмотрению местоимений до сих пор не дано общетеоретического заключения. Следует отметить, что указательные местоимения занимают важное место среди указательных слов и с их помощью говорящий отделяет какие-либо предметы от себе подобных и привлекает к ним внимание слушателя.
Подводя итог, авторы статьи делают вывод, что соответствующая часть речи широко используется в сопоставительных языках, являясь древнейшей группой изъявительных слов
Ключевые слова
местоимения, сравнительный анализ, таджикско-арабские языки, указательные местоимения, типы местоимений, морфологические особенности
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-126-132
Дрынкина Е.В. Крымский текст и национальный образ мира в повести И.С. Шмелева «Солнце мертвых»
Аннотация
В данной статье рассматривается понятие крымского текста применительно к автобиографичной повести И.С. Шмелева «Солнце мертвых» (1923). Уделяется внимание изображению многонационального пространства Крыма; описание представленных в повести народов (русские, татары, греки, украинцы) соотнесено с понятием «национальный образ мира». Подробно анализируется интерпретация Шмелевым менталитета крымских татар в контексте религиозных приоритетов, деталей пейзажа, быта, еды, внешнего облика. Проводятся межэтнические параллели на уровне сюжетных линий, обнаруживаются точки пересечения культур разных народов. Сделан вывод о сходстве судеб персонажей разных национальностей, их противопоставленности красноармейцам-карателям, чьи характеристики вненациональны.
Ключевые слова
крымский текст, национальный образ мира, космологос, этнокультура, автобиографизм
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-133-139
Кенжебаева С.Ж. Соотношение визуальных и вербальных компонентов в стихотворении Николая Моршена и некоторых работах Вилена Барского
Аннотация
Статья посвящена анализу формальной организации одного стихотворного текста поэта Николая Моршена. В центре внимания соотношение и характер взаимодействия визуального и вербального начал в упомянутом произведении Моршена и двух работах художника, поэта Вилена Барского. В поэтическом тексте могут использоваться разнообразные графические приемы и средства выразительности – от пунктуационных или орфографических несоответствий до нетипичного расположения знаков на странице или отсутствия знаков вовсе. Текст Моршена и, как будет показано, работы Барского построены по парадигматической модели, что позволяет максимально вовлечь читателя-реципиента в процесс творения текста, его декодирования; одновременно с этим такой прием способствует прояснению неочевидных, скрытых от поверхностного взгляда смыслов слов. Метод работы двух авторов с текстом во многом схож, однако отождествить их задачи не представляется корректным: у Барского бóльшим семантическим весом обладает, скорее, визуальный компонент, нежели вербальный; у Моршена, напротив, очевиден интерес непосредственно к слову – графическая составляющая призвана поддержать содержание, обогатить его.
Ключевые слова
визуальный, вербальный, соотношение, Николай Моршен, Вилен Барский, остранение, формальная организация, графика
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-140-148
Конищева А.И. Понятие CHALLENGE: от ложных обвинений к новым возможностям
Аннотация
В статье рассматривается специфика осмысления концепта CHALLENGE в англоязычной культуре. На материале британских и американских СМИ были проанализированы актуальные значения и особенности функционирования центральной лексемы номинативного поля концепта. Использованные в ходе работы этимологические словари и исторические тексты помогли проследить изменения в значении слова и тем самым продемонстрировать процесс наращивания смысла концепта. Особое внимание было уделено анализу данных различных англоязычных корпусов, что позволило сделать выводы о содержании рассматриваемого концепта на основании большого объема аутентичных текстов.
Ключевые слова
концепт CHALLENGE, корпусные исследования, политический дискурс, журналистский дискурс, концептуальная метафора
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-149-157
Минкевич М.А. Луна – покровительница двойников и магии. Мигель Анхель Астуриас и его сон о Гватемале
Аннотация
Статья посвящена особенностям образа луны в произведениях гватемальского писателя-индихениста Мигеля Анхеля Астуриаса. Художественную реальность Астуриаса, несомненно, можно назвать магической. Нобелевский лауреат впустил в свои произведения голос и дух Гватемалы, оживил мифологическое и легендарное прошлое своей страны. В его произведениях мифы майя, колдовство и сны тесно переплетены с явью. Во вселенной Гватемалы Астуриаса луна управляет мифологическим пространством и временем, переносит героев в мир сновидений, ритуалов, магии и оборотничества. Образ луны является ключевым для понимания латиноамериканской литературы, а ночь в художественном образе мира Латинской Америки помогает человеку познать себя и истинную сущность бытия. Луна в произведениях Астуриаса обладает зеркальностью и удваивает действительность, создает двойников и сама является таковым. В данной статье рассматривается воздействие лунного света на пейзаж и те метаморфозы, которые она инициирует в героях Астуриаса. Луна становится проводником мистического дара менять мир словом в «Легенде о поющих табличках», помогает героям романа «Маисовых людей» соединиться со своими нагуалями, раскрывает образ любви в пьесе «Кукулькан – Пернатый Змей» и регулирует время ритуалов во всех перечисленных произведениях.
Ключевые слова
Мигель Анхель Астуриас, гватемальская литература, магический реализм, мифология майя, луна, нагуализм, магия, сновидение
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-158-168
Петров А.А. Герой-«гипохондриак» в ранних трагедиях А.П. Сумарокова
Аннотация
В статье рассматривается персонаж трагедии А.П. Сумарокова «Хорев» Кий – в контексте характеристики В.К. Тредиаковского, назвавшего его «гипохондриаком». Подобные черты отмечаются и у персонажа трагедии Сумарокова «Семира» Олега. Сопоставление этих героев позволяет установить, что драматург не только не избегает подвергнувшихся критике Тредиаковского черт, но и развивает созданную модель, совершенствует образ правителя-ипохондрика.
Ключевые слова
трагедия, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, ипохондрия, меланхолия
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-169-176
Тарабанова Д.Д. «Книга Уризена» У. Блейка как видение: традиция и новаторство
Аннотация
В статье рассматривается отношение У. Блейка как поэта-романтика и создателя собственной мифопоэтической вселенной к конвенциям жанра видения. «Книга Уризена», первая из малых «пророческих книг» Блейка, раскрывает те новаторские черты, которые поэт привносит в жанровую традицию. Традиционная дидактическая сторона видений им отвергается; в своей поэме он скорее обличает и предупреждает, возвращаясь к истокам жанровой традиции – ветхозаветным пророческим книгам.
Ключевые слова
видение, Уильям Блейк, жанр, «Книга Уризена», традиция, пророческие книги
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-58-2-177-184