2023 № 2 (58)
Кенжебаева С.Ж.
Соотношение визуальных и вербальных компонентов в стихотворении Николая Моршена и некоторых работах Вилена Барского
Аннотация
Статья посвящена анализу формальной организации одного стихотворного текста поэта Николая Моршена. В центре внимания соотношение и характер взаимодействия визуального и вербального начал в упомянутом произведении Моршена и двух работах художника, поэта Вилена Барского. В поэтическом тексте могут использоваться разнообразные графические приемы и средства выразительности – от пунктуационных или орфографических несоответствий до нетипичного расположения знаков на странице или отсутствия знаков вовсе. Текст Моршена и, как будет показано, работы Барского построены по парадигматической модели, что позволяет максимально вовлечь читателя-реципиента в процесс творения текста, его декодирования; одновременно с этим такой прием способствует прояснению неочевидных, скрытых от поверхностного взгляда смыслов слов. Метод работы двух авторов с текстом во многом схож, однако отождествить их задачи не представляется корректным: у Барского бóльшим семантическим весом обладает, скорее, визуальный компонент, нежели вербальный; у Моршена, напротив, очевиден интерес непосредственно к слову – графическая составляющая призвана поддержать содержание, обогатить его.
Ключевые слова
визуальный, вербальный, соотношение, Николай Моршен, Вилен Барский, остранение, формальная организация, графика