2018 № 2 (28)
Загрязкина Т.Ю.
Феномен преподавательской речи об обучении французскому языку в контексте проблемы идентичности
Аннотация
В статье рассматривается лингвистическая идеология преподавателей французского языка в контексте проблемы профессиональной идентичности и преподавательского дискурса. Учитывается концепция Э. Дюркгейма о многоплановой референции преподавателя: индивидуальной и коллективной, как члена профессиональной группы, сформированной в определенной стране в определенную эпоху. Показано, что профессиональная идентичность также неоднородна и обусловлена дихотомией ценностей, относящихся к теории / практике преподавания. С учетом концепции П. Бурдье устанавливаются дистанции между абстрактными и классифицирующими текстами (doxa) и спонтанными высказываниями, отражающими практический опыт (habitus). Исследованы контексты разных жанров: директивные документы (программы, теоретические работы и др.) и спонтанные высказывания, в том числе полученные в результате анкетирования. В директивном дискурсе в большей степени проявляется идея прогресса, стадиальности и разрыва с прежним опытом. В спонтанной речи превалирует идея сохранения прошлого опыта, коллективного или индивидуального, который не вписывается в стадиальную перспективу и в большей степени сохраняет память о вневременных ценностях. Расхождение этих векторов имеет закономерный системный характер. Оно оказывает влияние на множественный выбор учебников, методов, приемов обучения и, в конечном счете, определяет мысль, слово и действие преподавателя.
Ключевые слова
французский язык, лингвистическая идеология, преподавательский дискурс, профессиональная идентичность