Статьи
Чернец Л.В. О развязках и концовках в пьесах А.Н. Островского
Аннотация
В статье выделены развязки сюжета и концовки текста в драмах Островского, как бы приглашающие к продолжению действия, к тому или иному его домысливанию. Именно эта тенденция будет на рубеже XIX–XX вв. господствовать в пьесах Г. Ибсена, А.П. Чехова, М. Горького. Иная, завершающая действие развязка и нравоучительная концовка господствовали в пьесах классицизма.
Ключевые слова
А.Н. Островский, сюжет, развязка, концовка
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-9-17
Черноусова А.С. О языковом сознании китайских мужчин: социолингвистическое исследование
Аннотация
Исследование выполнено в рамках лингвокультурологического направления с учетом подходов когнитивной лингвистики и социолингвистики и посвящено фрагменту национально-культурной языковой картины мира через восприятие слова ‘Родина’. Данное понятие представляет собой, с одной стороны, общечеловеческую ценность, являясь важнейшей культурной, ментальной, языковой константой в любом языке; с другой – отражает специфические особенности мировидения, характерные для той или иной нации. В статье описаны результаты эксперимента, обращенного к наивному языковому сознанию китайских мужчин. Предметом научного интереса служит наивное толкование понятия ‘Родина’ в указанной лингвокультуре. Наивное толкование отражает объективные представления, позволяющие делать выводы об особенностях восприятия реальной действительности. С точки зрения национально-культурной специфики наивная картина мира представляет собой особую «окраску» мира, определяемую национальной значимостью предметов, явлений, процессов, особым отношением к ним, сформированным под влиянием национальной культуры и истории определенного народа.
С помощью компонентного анализа выявлены и проанализированы семантические составляющие данного слова у двух разновозрастных групп. Распределение толкований информантов в информационной системе «Семограф» по семантическим полям дало возможность анализировать полученные данные с помощью инструментов полевого анализа (создавать семантическую классификацию толкований с многозначными соответствиями полей). Графически эксплицированные поля и связи между ними позволили вычленить в структуре слова ‘Родина’ значимые для китайских мужчин семантические компоненты.
Ключевые слова
наивное толкование, языковая картина мира, национальная специфика, языковое сознание, слово ‘Родина’, лингвокультурный код; информационная система «Семограф»
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-18-31
Тихонова О.В. «Литературность» и «музыкальность» кинотекста (И. Бергман «Сцены из супружеской жизни»)
Аннотация
Исследуемый киноцикл (1973 г.) вписан в особую камерную линию произведений Бергмана 1960–1970-х гг., строящуюся вокруг характерного проблемно-тематического и символического ядра – отношений близких людей, семейных будней и любовных проблем. Акцентируется гендерный аспект кинотекста Бергмана, «дуэтная» конструкция данного произведения, отмечаются основные приемы его киноязыка, «литературность» и «музыкальность», ярко проявившиеся в реализации данного материала. Музыкальное начало автор связывает с принципами «сонатной формы». В фильме ощущается влияние эстетики и практики социально-психологической «новой драмы», к которой в своей театральной деятельности Бергман неоднократно обращался, возникают пересечения с малой прозой Стриндберга.
Ключевые слова
кино, гендер, эмансипация, литература, социально-психологическая драма, сонатная форма, лейтмотив
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-32-39
Шервашидзе В.В. Орфические свойства музыки в произведениях Паскаль Киньяра
Аннотация
Статья посвящена одному из крупнейших писателей рубежа XX–XXI вв. – Паскаль Киньяру. Его творчество вписывается в общее русло основных тенденций эпохи – возвращение к рассказыванию историй, но с учетом новых подходов к реальности, психологии, языку, сформированных современными гуманитарными науками. В статье рассматривается тема музыки, проходящая лейтмотивом через его эссе «Урок музыки», «Ненависть к музыке» и роман «Все утра мира». В эссе «Урок музыки», посвященном мутации мальчишеского голоса, изначальный травматизм человеческого существования становится отправной точкой экзистенциальных размышлений писателя. Метафора смертельной раны олицетворяет необратимость утраченного. Диалог различных дискурсов, перенасыщенность культурными аллюзиями создают альтернативную версию музыки, обладающей орфическими свойствами. Тема утраты дублируется в романе «Все утра мира». Смерть жены Сент-Коломба, известного музыканта XVII в., изменила его жизнь. Музыка Сент-Коломба ускользает из трехмерного пространства – она принадлежит другому измерению, в котором каждое проживаемое явление приобретает значение невосполнимой утраты. Дальнейшее развитие темы музыки в эссе «Ненависть к музыке». Коллаж цитат, интерполяций воспроизводит диалог различных культурных эпох. И эссе и роман пронизаны риторическими размышлениями об орфических свойствах музыки.
Ключевые слова
французская литература, музыка, Паскаль Киньяр, орфический, ритм, фрагментарный, видение, аллюзия, утрата, диалог, коллаж, цитата
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-40-50
Лукасик В.Ю. Как ломаются мечи: средневековый артефакт во французской литературе ХХ века
Аннотация
Средневековые артефакты могут по-разному интерпретироваться как в историческом, так и в символическом плане. Легендарные монархи, с которыми связаны, например, королевские регалии во Франции, как правило, на несколько веков старше знаменитых артефактов. В литературе первой половины ХХ в., стремящейся воскресить дух прошедших эпох, артефакт, уже осмысленный Средневековьем, приобретает новое значение. Так, меч Жанны д’Арк в романе Жозефа Дельтея «Жанна д’Арк» одновременно интерпретируется как оружие, древнее даже для героини (эпическое толкование), и в то же время как манифестация невроза (психоаналитическое толкование). Мистическому толкованию места не остается: сломанный меч – нарушение гармонии души и тела, предвещающее роковой конец Жанны. Артефакт снова начинает выполнять функцию эпического объекта.
Ключевые слова
артефакт, Жозеф Дельтей, Жанна д’Арк, меч, Средневековье, анахронизм
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-51-57
Фундаментальные исследования
Ковтун Е.Н. «Канон» и интертекст «посмертного бытия» в фантастике XX–XXI вв.: проблемный и функциональный аспекты
Аннотация
Данная статья является второй из двух наших публикаций, объединенных темой Мира Посмертия (МП). В первой части исследования мы постулировали создание отечественными и зарубежными мастерами фэнтези ХХ–XXI вв. художественного «канона» изображения посмертного человеческого существования, а также рассмотрели ряд базовых характеристик связанного с данным каноном интертекста: местоположение МП по отношению к привычной читателю реальности, обозначение границы и описание перехода между ними, создание образа проводника или спутника («экскурсовода») по загробному царству и др. В данной же публикации проведен анализ важнейших связанных с МП типов ландшафтов, мотивов, сюжетных и композиционных схем, а также анализ функциональности образа МП, т. е. авторских задач, которые решаются с помощью созданных на основе гипотезы о «том свете» вымышленных миров.
Ключевые слова
фантастика, фэнтези, жизнь после жизни, мир посмертия
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-59-92
Материалы и сообщения
Корнеев А.В. Судьба Дубельтов – дочери, зятя и внука А.С. Пушкина
Аннотация
В статье представлен фактический материал, освещающий обстоятельства заключения дочерью А.С. Пушкина, Нат.А. Дубельт, второго брака – с принцем Николасом-Вильгельмом Нассауcким при отсутствии развода с первым мужем, М.Л. Дубельтом, а также основные вехи биографии Леонтия Дубельта, сына Нат.А. и М.Л. Дубельт.
Ключевые слова
Нат.А. Дубельт, М.Л. Дубельт, обстоятельства развода, Николас-Вильгельм Нассауcкий, Л.М. Дубельт
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-94-112
Довгий О.Л. Об одном эксперименте периода дистанционного преподавания
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эксперимента, проведенного автором в процессе дистанционного обучения на ИФИ РГГУ. Студентам-компаративистам первого курса было дано задание выбрать из всей русской литературы XIX в. одно-единственное произведение для путешествия «в один конец». Автор счел необходимым основное место в обзоре отвести самим студенческим текстам, в которых ярко видны критерии отбора, а также умение студентов аргументировать свой выбор, анализировать литературные произведения, используя различные подходы. Представленный материал нуждается в серьезном осмыслении. Фактически перед нами стихийно созданный новый канон русской литературы XIX в. Вопрос в том, насколько он отличается от старого.
Ключевые слова
русская литература XIX века, РГГУ, критерии отбора, канон, группы на сайте «ВКонтакте»
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-113-135
Агеева В.Е. Монография Фридриха Шлегеля «О языке и мудрости индийцев» и ее влияние на лингвистические исследования в XIX веке
Аннотация
В статье дается обзор положений монографии немецкого писателя Фридриха фон Шлегеля «О языке и мудрости индийцев», которая стала отправной точкой использования метода сравнительно-исторического языкознания, показаны ее достоинства и неточности. Ставится проблема недостаточной изученности и известности этого труда, связанных с отсутствием перевода на русский язык, и обосновывается необходимость полного перевода.
Ключевые слова
Фридрих фон Шлегель, метод сравнительно-исторического языкознания, изучение санскрита
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-136-141
Коробихина Е.Д. Отношения писателей в эмигрантской среде: И.А. Бродский и А.И. Солженицын
Аннотация
В статье представлена информация об особенностях отношений Иосифа Бродского и Александра Солженицына, их взаимные оценки творчества и личностей друг друга, исследуется эмоциональная сторона их высказываний друг о друге. Анализируется негативная оценка поэзии Бродского в эссе А.И. Солженицына «Иосиф Бродский – избранные стихи» и мнения литературоведов о критических высказываниях Солженицына в адрес поэта.
Ключевые слова
эмиграция, Иосиф Бродский, Александр Солженицын, «Иосиф Бродский – избранные стихи»
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-142-146
Субботина А.Н. Поэтика символических жестов в романе «Идиот»
Аннотация
В статье рассматриваются специфика и функции драматических эффектов, символических театрализованных жестов аффектации, отражающих эмоциональное напряжение и особенности коммуникации героев, а также их роль и место в развитии романа «Идиот». Обосновывается связь романной формы и драматической: влияние юношеских театральных увлечений автора и западноевропейского романтизма, главным образом немецкого и французского. Раскрывается система жестов в поздних романах, классификация, необходимая для представления аффектации в «Идиоте». Разбор наиболее значительных театральных жестов приводит к заключению об уникальности романа.
Ключевые слова
романы Ф.М. Достоевского, жест, символ, роман-драма, аффектация, патетика, реальные жесты, воображаемые жесты, поступок
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-43-5-147-155